Учет представительских расходов в налоговом учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Учет представительских расходов в налоговом учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество учло в налоговой базе по налогу на прибыль организаций в качестве представительских расходов расходы на проведение мероприятий по приему представителей федеральной службы и государственных учреждений, на которых возложены государственные функции, в т.ч. проведения контроля. Налоговый орган пришел к выводу, что, поскольку соответствующие должностные лица выполняли исключительно контрольную функцию и не находились на территории общества с целью обсуждения условий дальнейшего сотрудничества, учет таких затрат в качестве представительских расходов неправомерен. Также налоговый орган отказал в учете представительских расходов на проведение мероприятий для контрагентов, которые находились на территории налогоплательщика для исполнения уже заключенных долгосрочных договоров. При этом инспекция отказала в учете расходов только в той части, в которой налоговый орган выявил расхождение по количеству и датам принятия представителей и пришел к выводу о нереальности затрат. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что обоснованность представительских расходов ограничена целями, направленность которых обусловлена созданием и развитием партнерских отношений между участниками рынка. При этом наличие многочисленных возмездных договоров, заключенных налогоплательщиком с учреждением, не было принято во внимание, поскольку цель визита данной организации была контролирующей.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество учло в налоговой базе по налогу на прибыль организаций в качестве представительских расходов расходы на проведение мероприятий по приему представителей федеральной службы и государственных учреждений, на которых возложены государственные функции, в т.ч. проведения контроля. Налоговый орган пришел к выводу, что, поскольку соответствующие должностные лица выполняли исключительно контрольную функцию и не находились на территории общества с целью обсуждения условий дальнейшего сотрудничества, учет таких затрат в качестве представительских расходов неправомерен. Также налоговый орган отказал в учете представительских расходов на проведение мероприятий для контрагентов, которые находились на территории налогоплательщика для исполнения уже заключенных долгосрочных договоров. При этом инспекция отказала в учете расходов только в той части, в которой налоговый орган выявил расхождение по количеству и датам принятия представителей и пришел к выводу о нереальности затрат. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что обоснованность представительских расходов ограничена целями, направленность которых обусловлена созданием и развитием партнерских отношений между участниками рынка. При этом наличие многочисленных возмездных договоров, заключенных налогоплательщиком с учреждением, не было принято во внимание, поскольку цель визита данной организации была контролирующей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О разницах в учете представительских расходов
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)В налоговом учете представительские расходы подлежат нормированию. Однако в бухгалтерском учете подобные расходы признаются в полном объеме в том отчетном периоде, к которому они относятся. Различие в правилах учета представительских расходов приводит к возникновению разниц в учете. О том, когда возникают такие разницы и как они отражаются в бухгалтерском учете, и пойдет речь в данном материале.
(Сергеева И.К.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)В налоговом учете представительские расходы подлежат нормированию. Однако в бухгалтерском учете подобные расходы признаются в полном объеме в том отчетном периоде, к которому они относятся. Различие в правилах учета представительских расходов приводит к возникновению разниц в учете. О том, когда возникают такие разницы и как они отражаются в бухгалтерском учете, и пойдет речь в данном материале.
Готовое решение: Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом
(КонсультантПлюс, 2024)Списание отложенного налогового актива отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 09 при выбытии актива или обязательства, по которому отложенный налоговый актив был начислен (п. 17 ПБУ 18/02). Например, такая ситуация может возникать при признании в расходах в бухгалтерском учете представительских расходов и расходов на рекламу, по которым установлен норматив в налоговом учете. В тех случаях, когда по истечении календарного года не всю сумму удалось учесть в целях налогообложения, ОНА с суммы расходов, превысивших норматив, следует списать.
(КонсультантПлюс, 2024)Списание отложенного налогового актива отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 09 при выбытии актива или обязательства, по которому отложенный налоговый актив был начислен (п. 17 ПБУ 18/02). Например, такая ситуация может возникать при признании в расходах в бухгалтерском учете представительских расходов и расходов на рекламу, по которым установлен норматив в налоговом учете. В тех случаях, когда по истечении календарного года не всю сумму удалось учесть в целях налогообложения, ОНА с суммы расходов, превысивших норматив, следует списать.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Вместе с тем федеральным законодателем введен ряд ограничений, связанных с невозможностью учесть отдельные расходы или их часть для целей определения налогооблагаемой прибыли. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает широкий перечень расходов, хотя и связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но не учитываемых в целях налогообложения (статья 270). Для отдельных видов расходов федеральным законодателем предусмотрены ограничения по размеру, в пределах которого такие расходы могут быть учтены налогоплательщиком. В частности, для представительских расходов и части расходов на рекламу установлены специальные нормативы (предельные размеры в процентах), в рамках которых такие расходы могут быть учтены при исчислении и уплате налога на прибыль организаций (пункты 2 и 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Вместе с тем федеральным законодателем введен ряд ограничений, связанных с невозможностью учесть отдельные расходы или их часть для целей определения налогооблагаемой прибыли. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает широкий перечень расходов, хотя и связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но не учитываемых в целях налогообложения (статья 270). Для отдельных видов расходов федеральным законодателем предусмотрены ограничения по размеру, в пределах которого такие расходы могут быть учтены налогоплательщиком. В частности, для представительских расходов и части расходов на рекламу установлены специальные нормативы (предельные размеры в процентах), в рамках которых такие расходы могут быть учтены при исчислении и уплате налога на прибыль организаций (пункты 2 и 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 N 13-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Вместе с тем федеральным законодателем введен ряд ограничений, связанных с невозможностью учесть отдельные расходы или их часть для целей определения налогооблагаемой прибыли. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает широкий перечень расходов, хотя и связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но не учитываемых в целях налогообложения (статья 270). Для отдельных видов расходов федеральным законодателем предусмотрены ограничения по размеру, в пределах которого такие расходы могут быть учтены налогоплательщиком. В частности, для представительских расходов и части расходов на рекламу установлены специальные нормативы (предельные размеры в процентах), в рамках которых такие расходы могут быть учтены при исчислении и уплате налога на прибыль организаций (пункты 2 и 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Санкт-Петербурга и жалобой государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"Вместе с тем федеральным законодателем введен ряд ограничений, связанных с невозможностью учесть отдельные расходы или их часть для целей определения налогооблагаемой прибыли. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает широкий перечень расходов, хотя и связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но не учитываемых в целях налогообложения (статья 270). Для отдельных видов расходов федеральным законодателем предусмотрены ограничения по размеру, в пределах которого такие расходы могут быть учтены налогоплательщиком. В частности, для представительских расходов и части расходов на рекламу установлены специальные нормативы (предельные размеры в процентах), в рамках которых такие расходы могут быть учтены при исчислении и уплате налога на прибыль организаций (пункты 2 и 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).