Удержание пени за счет обеспечения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Удержание пени за счет обеспечения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 N 06АП-21/2021 по делу N А73-5335/2020
Требование: О признании контракта недействительным, взыскании в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки задолженности по оплате выполненных работ по контракту, возврате обеспечения исполнения контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указанная сумма обеспечения исполнения контракта удержана заказчиком в счет уплаты штрафа за неисполнение обязательств по контракту в первом, втором и третьем кварталах 2019 года и пени за просрочку исполнения обязательств.
Требование: О признании контракта недействительным, взыскании в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки задолженности по оплате выполненных работ по контракту, возврате обеспечения исполнения контракта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Указанная сумма обеспечения исполнения контракта удержана заказчиком в счет уплаты штрафа за неисполнение обязательств по контракту в первом, втором и третьем кварталах 2019 года и пени за просрочку исполнения обязательств.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Контракт по гособоронзаказу (ГОЗ)
(КонсультантПлюс, 2024)"...Общество с ограниченной ответственностью... предъявило встречный иск к Федеральному государственному казенному учреждению... о взыскании по государственному контракту... пени...
(КонсультантПлюс, 2024)"...Общество с ограниченной ответственностью... предъявило встречный иск к Федеральному государственному казенному учреждению... о взыскании по государственному контракту... пени...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О требовании заказчика об уплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки за неисполнение обязательств по госконтракту, а также бухгалтерском (бюджетном) учете полученных сумм.
(Письмо Минфина России от 20.05.2022 N 24-06-08/46828)Из Писем Минфина России от 26.03.2020 N 24-03-08/24024, от 11.03.2020 N 24-03-07/18298 можно сделать вывод, что неустойка (штрафы, пени) не может быть оплачена за счет средств независимой гарантии. В свою очередь, если исполнение контракта обеспечено денежными средствами, то впоследствии их можно вернуть исполнителю по контракту в размере, уменьшенном на размер начисленной в ходе исполнения контракта неустойки.
(Письмо Минфина России от 20.05.2022 N 24-06-08/46828)Из Писем Минфина России от 26.03.2020 N 24-03-08/24024, от 11.03.2020 N 24-03-07/18298 можно сделать вывод, что неустойка (штрафы, пени) не может быть оплачена за счет средств независимой гарантии. В свою очередь, если исполнение контракта обеспечено денежными средствами, то впоследствии их можно вернуть исполнителю по контракту в размере, уменьшенном на размер начисленной в ходе исполнения контракта неустойки.
Статья: Настоящее и будущее контроля государственных закупок
(Кобаненко М.А.)
("Закон", 2021, N 8)На данный момент неустойка удерживается заказчиком во внесудебном порядке. Между тем во многих случаях причиной просрочек при исполнении контрактов являются не единоличные действия/бездействие подрядчика, а, как правило, целый комплекс факторов, за которые подрядчик может не отвечать, в том числе качество и своевременность исполнения обязательств заказчика. Однако государственный заказчик при наличии формальной просрочки не имеет четкого алгоритма оценки степени вины подрядчика и поэтому, страхуя собственные риски, начисляет неустойку и требует ее уплаты, даже если подрядчик в действительности не отвечает за обстоятельства, вызвавшие просрочку. В подобных условиях в качестве сбалансированного подхода могут быть рассмотрены запрет на внесудебное взыскание неустойки (в том числе за счет предоставленного обеспечения исполнения) и введение нормы об уплате неустоек на основании судебного решения.
(Кобаненко М.А.)
("Закон", 2021, N 8)На данный момент неустойка удерживается заказчиком во внесудебном порядке. Между тем во многих случаях причиной просрочек при исполнении контрактов являются не единоличные действия/бездействие подрядчика, а, как правило, целый комплекс факторов, за которые подрядчик может не отвечать, в том числе качество и своевременность исполнения обязательств заказчика. Однако государственный заказчик при наличии формальной просрочки не имеет четкого алгоритма оценки степени вины подрядчика и поэтому, страхуя собственные риски, начисляет неустойку и требует ее уплаты, даже если подрядчик в действительности не отвечает за обстоятельства, вызвавшие просрочку. В подобных условиях в качестве сбалансированного подхода могут быть рассмотрены запрет на внесудебное взыскание неустойки (в том числе за счет предоставленного обеспечения исполнения) и введение нормы об уплате неустоек на основании судебного решения.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)денежных средств, поступающих в федеральный бюджет от уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также от возмещения убытков государственного заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда, или в связи с уклонением от заключения таких контракта или иных договоров;
(ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)денежных средств, поступающих в федеральный бюджет от уплаты неустоек (штрафов, пеней), а также от возмещения убытков государственного заказчика, взысканных в установленном порядке в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственного контракта или иных договоров, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда, или в связи с уклонением от заключения таких контракта или иных договоров;
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования, зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), отражается:
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования, зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), отражается: