Углеродный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Углеродный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налоге на прибыль при зачислении углеродных единиц в результате реализации климатического проекта и об НДС в отношении операций по реализации углеродных единиц.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-03-06/1/3930)Вопрос: О налоге на прибыль при зачислении углеродных единиц в результате реализации климатического проекта и об НДС в отношении операций по реализации углеродных единиц.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-03-06/1/3930)Вопрос: О налоге на прибыль при зачислении углеродных единиц в результате реализации климатического проекта и об НДС в отношении операций по реализации углеродных единиц.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2022 N 4261-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года>Достижение климатической нейтральности, ограничение выбросов парниковых газов (CO2) и декарбонизация могут достигаться различными путями, которые стимулируют развитие новых видов транспорта (нейтрализация отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, применение гибридных силовых агрегатов, электромобилей, применение альтернативных видов топлива (природный газ, этанол). Одним из важных условий снижения объемов эмиссии парниковых газов (CO2) является применение современных электронных систем для управления энергетической установкой транспортного средства. Для их распространения принимаются национальные стратегии, стимулирующие распространение альтернативных силовых установок как с помощью мер поддержки (субсидии, налоговые льготы и др.), так и за счет регуляторных мер (углеродный налог) и законодательных ограничений (запрет на въезд на определенные территории на автомобилях, использующих двигатель внутреннего сгорания, запрет на продажу автомобилей на двигателях внутреннего сгорания).
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года>Достижение климатической нейтральности, ограничение выбросов парниковых газов (CO2) и декарбонизация могут достигаться различными путями, которые стимулируют развитие новых видов транспорта (нейтрализация отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, применение гибридных силовых агрегатов, электромобилей, применение альтернативных видов топлива (природный газ, этанол). Одним из важных условий снижения объемов эмиссии парниковых газов (CO2) является применение современных электронных систем для управления энергетической установкой транспортного средства. Для их распространения принимаются национальные стратегии, стимулирующие распространение альтернативных силовых установок как с помощью мер поддержки (субсидии, налоговые льготы и др.), так и за счет регуляторных мер (углеродный налог) и законодательных ограничений (запрет на въезд на определенные территории на автомобилях, использующих двигатель внутреннего сгорания, запрет на продажу автомобилей на двигателях внутреннего сгорания).
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Еще одной задачей является анализ целесообразности интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (ESG-рисков), в регулирование и надзор российского финансового сектора. Глобальная декарбонизация, введение трансграничных углеродных налогов и интеграция дружественными странами рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора могут иметь существенные последствия для всех участников цепочек поставок, в которых присутствуют углеродоемкая энергетика или сырье, а также влиять на стоимость внешнего заемного капитала для финансовых организаций, которые финансируют, кредитуют или страхуют "коричневые" отрасли. Это создает дополнительные риски для финансовой системы и ее участников. Вместе с тем структура российской экономики имеет свою специфику, и доступ углеродоемких отраслей к капиталу и услугам финансового сектора имеет большое значение для устойчивости экономики в целом. В связи с этим необходимо тщательно отслеживать изменения в регуляторной среде дружественных стран, связанные с реализацией политики декарбонизации, оценкой углеродного следа и интеграцией рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора, а также количественно оценивать потенциальный эффект для финансового рынка и для экономики в целом от интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование и надзор российского финансового сектора.
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Еще одной задачей является анализ целесообразности интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением (ESG-рисков), в регулирование и надзор российского финансового сектора. Глобальная декарбонизация, введение трансграничных углеродных налогов и интеграция дружественными странами рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора могут иметь существенные последствия для всех участников цепочек поставок, в которых присутствуют углеродоемкая энергетика или сырье, а также влиять на стоимость внешнего заемного капитала для финансовых организаций, которые финансируют, кредитуют или страхуют "коричневые" отрасли. Это создает дополнительные риски для финансовой системы и ее участников. Вместе с тем структура российской экономики имеет свою специфику, и доступ углеродоемких отраслей к капиталу и услугам финансового сектора имеет большое значение для устойчивости экономики в целом. В связи с этим необходимо тщательно отслеживать изменения в регуляторной среде дружественных стран, связанные с реализацией политики декарбонизации, оценкой углеродного следа и интеграцией рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование финансового сектора, а также количественно оценивать потенциальный эффект для финансового рынка и для экономики в целом от интеграции рисков, связанных с окружающей средой, обществом и корпоративным управлением, в регулирование и надзор российского финансового сектора.
Вопрос: Каков порядок налогообложения налогом на прибыль и НДС операций с углеродными единицами: 1) при направлении углеродных единиц на погашение углеродного следа; 2) при дальнейшей продаже углеродных единиц?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" предусматривает выпуск углеродных единиц в результате реализации климатического проекта юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами. Сведения о климатических проектах и учет углеродных единиц осуществляются в реестре углеродных единиц.
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" предусматривает выпуск углеродных единиц в результате реализации климатического проекта юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами. Сведения о климатических проектах и учет углеродных единиц осуществляются в реестре углеродных единиц.
Статья: Зеленые сертификаты как финансовый актив
(Шенгелия И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Банк России рекомендовал российским компаниям учитывать риски дополнительных расходов, связанных с возможным введением трансграничных углеродных сборов для экспортируемой продукции не только в странах ЕС, но и в других государствах (приложение 2 к письму Банка России от 29.12.2023 N ИН-02-28/76). Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года также предполагает учет иностранного регулирования по введению трансграничных углеродных налогов (п. 3 разд. III Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р).
(Шенгелия И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2025, N 1)Банк России рекомендовал российским компаниям учитывать риски дополнительных расходов, связанных с возможным введением трансграничных углеродных сборов для экспортируемой продукции не только в странах ЕС, но и в других государствах (приложение 2 к письму Банка России от 29.12.2023 N ИН-02-28/76). Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года также предполагает учет иностранного регулирования по введению трансграничных углеродных налогов (п. 3 разд. III Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р).
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)1. Экономические инструменты и налогообложение. Во многих странах введены экологические налоги, сборы и платежи, прямо основанные на этом принципе. Например, плата за выбросы загрязняющих веществ и сброс сточных вод взимается с предприятий пропорционально объему и опасности их выбросов (сбросов), с направлением полученных средств на экологические программы. Такие платежи существуют в законодательстве ЕС и государств СНГ (например, в России - плата за негативное воздействие на окружающую среду) и призваны как пополнить фонды для ликвидации ущерба, так и стимулировать предприятия снижать объемы загрязнений. Еще один пример - углеродный налог или система торговли выбросами парниковых газов, которые заставляют эмитентов CO2 учитывать стоимость выбросов, тем самым реализуя принцип "загрязнитель платит" применительно к изменению климата [6, с. 17]. В целом налоговые меры делают невыгодным загрязнение окружающей среды без внесения платежей, чем стимулируют более чистые технологии.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)1. Экономические инструменты и налогообложение. Во многих странах введены экологические налоги, сборы и платежи, прямо основанные на этом принципе. Например, плата за выбросы загрязняющих веществ и сброс сточных вод взимается с предприятий пропорционально объему и опасности их выбросов (сбросов), с направлением полученных средств на экологические программы. Такие платежи существуют в законодательстве ЕС и государств СНГ (например, в России - плата за негативное воздействие на окружающую среду) и призваны как пополнить фонды для ликвидации ущерба, так и стимулировать предприятия снижать объемы загрязнений. Еще один пример - углеродный налог или система торговли выбросами парниковых газов, которые заставляют эмитентов CO2 учитывать стоимость выбросов, тем самым реализуя принцип "загрязнитель платит" применительно к изменению климата [6, с. 17]. В целом налоговые меры делают невыгодным загрязнение окружающей среды без внесения платежей, чем стимулируют более чистые технологии.
Статья: Учет доходов и расходов по государственным квотам на парниковые выбросы в растениеводстве
(Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)В условиях перехода к "углеродной нейтральности" факт превышения парниковыми выбросами объемов, установленных квотами, ведет к необходимости уплаты "углеродного налога" или покупки дополнительных углеродных единиц у контрагентов - участников глобального углеродного рынка. В этой связи возникают вопросы относительно, во-первых, вариантов ведения учета расходов на покупку недостающего объема квот и доходов от продажи излишних (то есть полученных от недоиспользования) углеродных единиц, и, во-вторых, вариантов оценки получаемых от государства квот на выбросы.
(Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)В условиях перехода к "углеродной нейтральности" факт превышения парниковыми выбросами объемов, установленных квотами, ведет к необходимости уплаты "углеродного налога" или покупки дополнительных углеродных единиц у контрагентов - участников глобального углеродного рынка. В этой связи возникают вопросы относительно, во-первых, вариантов ведения учета расходов на покупку недостающего объема квот и доходов от продажи излишних (то есть полученных от недоиспользования) углеродных единиц, и, во-вторых, вариантов оценки получаемых от государства квот на выбросы.
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Парижское соглашение - одна из наиболее значимых вех в эволюции принципа "загрязнитель платит" и международного экологического права как отрасли в целом. Примечательно, что в тексте этого международного договора он не упоминается напрямую, но в ходе Парижской конференции ООН по изменению климата было принято Решение 1/CP.21 от 2015 г., которое стало основой для Парижского соглашения и предполагало дальнейшее применение такого инструмента экономического подхода, как торговля квотами на выбросы <43>. Кроме того, в данном международном договоре, как и в Киотском протоколе, закреплена обязанность развитых стран поддерживать развивающиеся страны в достижении устойчивого развития, известная как углеродный налог. Следовательно, ряд положений Парижского соглашения закрепляют принцип "загрязнитель платит", несмотря на отсутствие его прямого упоминания. Основной вклад Парижского соглашения в развитие этого принципа заключается в том, что с его принятием в значительной степени возросло внимание международного сообщества и бизнеса к концепции устойчивого развития, вследствие чего активизировались разработка новых международных экологических стандартов и их распространение в среде бизнеса <44>.
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Парижское соглашение - одна из наиболее значимых вех в эволюции принципа "загрязнитель платит" и международного экологического права как отрасли в целом. Примечательно, что в тексте этого международного договора он не упоминается напрямую, но в ходе Парижской конференции ООН по изменению климата было принято Решение 1/CP.21 от 2015 г., которое стало основой для Парижского соглашения и предполагало дальнейшее применение такого инструмента экономического подхода, как торговля квотами на выбросы <43>. Кроме того, в данном международном договоре, как и в Киотском протоколе, закреплена обязанность развитых стран поддерживать развивающиеся страны в достижении устойчивого развития, известная как углеродный налог. Следовательно, ряд положений Парижского соглашения закрепляют принцип "загрязнитель платит", несмотря на отсутствие его прямого упоминания. Основной вклад Парижского соглашения в развитие этого принципа заключается в том, что с его принятием в значительной степени возросло внимание международного сообщества и бизнеса к концепции устойчивого развития, вследствие чего активизировались разработка новых международных экологических стандартов и их распространение в среде бизнеса <44>.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, операции по реализации углеродных единиц подлежат налогообложению НДС, если их покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, операции по реализации углеродных единиц подлежат налогообложению НДС, если их покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)С позиции лучших практик, позволяющих реализовать интеграционные решения по гармонизации и связанности финансовых и нефинансовых показателей в части E-фактора, на наш взгляд, следует выделить раскрытия в отчетности компаний Polymetal International plc, ПАО "Северсталь" и Enel S.p.A. Так, Polymetal International plc в интегрированном отчете за 2021 год представляет относительную количественную оценку влияния определенных экологических рисков на окружающую среду через оценку такого влияния на показатель EBITDA. В соответствии с данными моделирования компания оценивает: 1) отток денежных средств в части геокриологических рисков в размере 2 - 3% от скорректированного показателя EBITDA; 2) сумму ущерба от рисков, связанных с выплатами углеродного налога, в долгосрочной перспективе как 3 - 5% от скорректированного показателя EBITDA. ПАО "Северсталь" и Enel S.p.A. в таблице ключевых климатических рисков представляют интервальную финансовую оценку влияния риска, что позволяет приблизительно оценить денежный эффект на показатели отчетности в случае нивелирования риска. ПАО "Северсталь" в годовом отчете за 2021 год делит риски по оценке финансового воздействия в диапазоне: до 20 млн долларов США, от 20 до 100 млн долларов США и свыше 100 млн долларов США. Enel S.p.A. в интегрированном отчете за 2022 год выделяет следующие интервалы оценки: менее 100 млн евро, от 100 до 300 млн евро и более 300 млн евро. Такие интервальные оценки соответствуют положениям проекта МСФО (IFRS) S2 "Раскрытие информации, связанной с климатом". Возможностью для дальнейшего развития является интеграция приведенных оценок из нефинансовой отчетности в финансовую, в том числе через раскрытия к элементам финансовой отчетности и перекрестных ссылок.
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)С позиции лучших практик, позволяющих реализовать интеграционные решения по гармонизации и связанности финансовых и нефинансовых показателей в части E-фактора, на наш взгляд, следует выделить раскрытия в отчетности компаний Polymetal International plc, ПАО "Северсталь" и Enel S.p.A. Так, Polymetal International plc в интегрированном отчете за 2021 год представляет относительную количественную оценку влияния определенных экологических рисков на окружающую среду через оценку такого влияния на показатель EBITDA. В соответствии с данными моделирования компания оценивает: 1) отток денежных средств в части геокриологических рисков в размере 2 - 3% от скорректированного показателя EBITDA; 2) сумму ущерба от рисков, связанных с выплатами углеродного налога, в долгосрочной перспективе как 3 - 5% от скорректированного показателя EBITDA. ПАО "Северсталь" и Enel S.p.A. в таблице ключевых климатических рисков представляют интервальную финансовую оценку влияния риска, что позволяет приблизительно оценить денежный эффект на показатели отчетности в случае нивелирования риска. ПАО "Северсталь" в годовом отчете за 2021 год делит риски по оценке финансового воздействия в диапазоне: до 20 млн долларов США, от 20 до 100 млн долларов США и свыше 100 млн долларов США. Enel S.p.A. в интегрированном отчете за 2022 год выделяет следующие интервалы оценки: менее 100 млн евро, от 100 до 300 млн евро и более 300 млн евро. Такие интервальные оценки соответствуют положениям проекта МСФО (IFRS) S2 "Раскрытие информации, связанной с климатом". Возможностью для дальнейшего развития является интеграция приведенных оценок из нефинансовой отчетности в финансовую, в том числе через раскрытия к элементам финансовой отчетности и перекрестных ссылок.