Угроза причинения вреда окружающей среде

Подборка наиболее важных документов по запросу Угроза причинения вреда окружающей среде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8.8 "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению" КоАП РФ"По содержанию объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, следует, что оно влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде (земле), что не дает оснований для замены в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенного обществу оспариваемым постановлением административного штрафа на предупреждение."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)
Статья посвящена исследованию правовых вопросов реализации норм, предусматривающих правила самостоятельной утилизации отходов с позиций разграничения правовых режимов деятельности в сфере утилизации отходов и переработки побочных продуктов производства. Существующая в законодательстве правовая неопределенность по вопросу о признаках побочных продуктов производства, неясность в вопросе о юридическом отличии названных объектов от вторичных ресурсов и отходов, подлежащих обязательной утилизации, порождают новые угрозы причинения вреда окружающей среде вследствие нарастающих негативных процессов, связанных с увеличением числа несанкционированных свалок. Автор предлагает конкретизировать понятие "продукты побочного производства" в целях совершенствования правового режима самостоятельной утилизации отходов.
Статья: Предупреждение причинения вреда окружающей среде в региональной судебной практике
(Летута Т.В., Мищенко Е.В.)
("Экологическое право", 2020, N 5)
С другой стороны, задействование гражданско-правового института предупреждения причинения вреда окружающей среде представляется много более сложным с точки зрения возможности "удачного" для истца исхода дела. Это связано с тем, что рассматриваемый институт, располагаясь в гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда, требует доказывания истцом необходимых оснований (условий) возникновения такой ответственности. К последним относятся: вред (в нашем случае - опасность причинения вреда в будущем, продолжение причинения вреда, угроза нового вреда); противоправность, причинно-следственная связь, вина причинителя вреда. Притом относительно последнего условия во всех деликтных обязательствах в соответствии со ст. 1064 ГК действует презумпция виновности причинителя вреда, в соответствии с которой он должен самостоятельно доказать свою невиновность. Т.А. Сироткина предлагает еще более усилить данную презумпцию применительно к нарушениям экологических требований презумпцией экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), которая, по ее мнению, должна трактоваться в пользу заявителей в делах о предупреждении причинения вреда <19>. Однако указанные презумпции совершенно не применяются в судебной практике. Суды делают вывод о том, что бремя доказывания возможности причинения вреда, как и вины ответчика, полностью лежит на истце <20>. Подобный подход правоприменителя представляется сомнительным. Он ставит истца по иску о предупреждении причинения вреда в заранее более невыгодное положение по сравнению с истцом по иску о возмещении вреда. Безусловно, сторонники действующего подхода могут опираться на необходимость соблюдения принципа стабильности экономического оборота, который не должен нарушаться потенциально многочисленными исковыми требованиями о прекращении или приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов со стороны недобросовестных граждан. Также могут высказываться мнения относительно справедливости действующей редакции и практики ее применения в свете рассуждений о том, что в "обычных" деликтах вред уже имеет место, и потерпевший должен быть освобожден от излишних обременений, связанных с поиском доказательств виновности ответчика, а при предупреждении причинения вреда истец не испытывает физические и нравственные страдания в силу отсутствия факта свершившегося причинения вреда. Однако, учитывая особенности правонарушений в экологической сфере, необходимо понимать, что истец, доказывая реальность и неотвратимость наступления вреда в будущем по правилам ст. 1065 ГК, способствует тем самым предупреждению, профилактике экологических правонарушений, предотвращает наступление вреда, который, возможно, будет распространяться уже не на одного истца, а на большое количество потерпевших. Возлагая бремя доказывания виновности ответчика на истца, правоприменитель, кроме прочего, создает ситуацию, при которой одному или нескольким истцам противостоит индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, занимающиеся производственной деятельностью в сфере топливной, энергетической, химической промышленности, металлургии, как правило, приносящей стабильно высокий доход. ГК в подобных случаях, например, в обязательствах по передаче имущества в собственность на основании розничной купли-продажи (где одной из сторон договора выступает профессиональный участник товарного рынка - розничный торговец), создает дополнительные правовые гарантии для защиты более слабой стороны спора - потребителя. В случаях же угрозы причинения вреда окружающей среде для истцов - физических лиц никаких специальных правил не предусматривается.

Нормативные акты

"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), указанный в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, в срок не более десяти рабочих дней со дня поступления сообщения о затонувшем имуществе информирует капитана морского порта о наличии предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 109 настоящего Кодекса оснований для обязательного удаления затонувшего имущества либо об отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде затонувшим имуществом.