Умерщвление безнадзорных животных

Подборка наиболее важных документов по запросу Умерщвление безнадзорных животных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20.08.2024 N 66а-1387/2024 (УИД 30OS0000-01-2024-000018-30)
Об отмене решения Астраханского областного суда от 27.05.2024 и признании не действующим в части Закона Астраханской области от 27.12.2023 N 129/2023-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области", в удовлетворении остальной части требований отказано.
Между тем указанные статистические сведения сами по себе не свидетельствуют об обоснованности включения в субъектовый закон положений, допускающих умерщвление собак, не имеющих владельцев или владелец которых не известен, имеющих высоту в холке более 40 см, а также собак породы (гибрида пород), включенных в перечень потенциально опасных собак, утвержденных Правительством Российской Федерации, на постоянной основе, вне зависимости от ситуации в Астраханской области, связанной с обеспечением безопасности граждан от нападений животных без владельцев или от распространения переносимых ими опасных для человека болезней.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, допуская - при установлении законодательным актом субъекта РФ порядка обращения с животными без владельцев, в том числе содержащего не предусмотренные Законом об ответственном обращении с животными мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - определение оснований для умерщвления животных без владельцев, размещенных в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, предполагают, что таковое:
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)
Важно подчеркнуть, что Федеральный закон N 498-ФЗ направлен на защиту жизни и здоровья безнадзорных животных, содержащихся в приютах. Так, установлен запрет передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных (ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ). Запрещено также по общему правилу умерщвление безнадзорных животных, находящихся в приютах. Есть только одно исключение: согласно ч. 11 ст. 16 Федерального закона N 498-ФЗ умерщвление возможно лишь в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжкого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного. Закрепление указанных положений непосредственно в Федеральном законе свидетельствует, на наш взгляд, об очевидном усилении правовой составляющей в части обеспечения гуманного обращения с животными.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 38-П
"По делу о проверке конституционности части 4 статьи 7, абзаца первого части 1 и части 7 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Республики Бурятия"
Верховный Суд Республики Бурятия полагает, что данные нормы не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку являются неопределенными и не согласуются с иными положениями Закона об обращении с животными (в частности, с пунктами 2 и 3.1 части 1 его статьи 7) и с пунктом 143 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации отступать от установленных федеральными нормативными актами правил обращения с животными и наделяют эти органы ничем не ограниченным полномочием вводить возможность умерщвления здоровых животных без владельцев, что не предусмотрено на федеральном уровне и противоречит принципам обращения с животными, включая запрет жестокого обращения с ними.