Уплата налогов Конституция
Подборка наиболее важных документов по запросу Уплата налогов Конституция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 171 "Незаконное предпринимательство" УК РФ"Таким образом, если при квалификации деяния лица по статье 171 УК РФ не были определены налоговые последствия вменяемой деятельности, ущерб государству в виде неуплаченных налогов, и полученный в результате такой деятельности доход не был признан вещественным доказательством и не был изъят у налогоплательщика, в связи с чем наличие факта получения дохода и распоряжения этим доходом порождает налоговые последствия, а действия налогового органа по установлению действительных налоговых обязательств и взысканию налога в указанных условиях представляют собой не действия по взысканию причиненного государству ущерба, а направлены на побуждение налогоплательщика к исполнению установленной статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанности по уплате налогов."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 Конституции РФ"Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налога по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 2 декабря 2013 года N 26-П, Определения от 5 июля 2001 года N 162-О, от 29 мая 2014 года N 1133-О)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сочетание публичных и частных начал в судебной практике
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Согласно Постановлению КС РФ от 08.12.2017 N 39-П обязанность по уплате налогов, установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации, имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Субъект налогового правонарушения не вправе распоряжаться частью принадлежащего ему имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну. Соответствующие органы публичной власти наделены полномочием в односторонне-властном порядке взыскивать с налогоплательщика причитающиеся налоговые суммы.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Согласно Постановлению КС РФ от 08.12.2017 N 39-П обязанность по уплате налогов, установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации, имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Субъект налогового правонарушения не вправе распоряжаться частью принадлежащего ему имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну. Соответствующие органы публичной власти наделены полномочием в односторонне-властном порядке взыскивать с налогоплательщика причитающиеся налоговые суммы.
Статья: Статья 57 Конституции Российской Федерации как основа российского налогового права
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Всеобщность уплаты налога непосредственно декларирована в ст. 57 Конституции РФ. Обязанность по уплате налога распространяется на лиц, являющихся налогоплательщиками в зависимости от резидентуры граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
(Бачурин Д.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Всеобщность уплаты налога непосредственно декларирована в ст. 57 Конституции РФ. Обязанность по уплате налога распространяется на лиц, являющихся налогоплательщиками в зависимости от резидентуры граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)При исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, установленной ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения возлагается публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)При исполнении конституционной обязанности по уплате налогов, установленной ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет: на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения возлагается публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статья: Общие вопросы развития налогового законодательства Республики Таджикистан
(Исмаилов Ш.М., Сулаймонов Ф.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Согласно ст. 45 Конституции Республики Таджикистан уплата налогов и сборов, определяемых законом, является обязательной. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие экономическое положение гражданина, обратной силы не имеют. Данная конституционная норма выступает основой регулирования налоговых отношений, и все иные нормативные правовые акты в сфере налогов и налогообложения направлены именно на развитие и конкретизацию данного законоположения.
(Исмаилов Ш.М., Сулаймонов Ф.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Согласно ст. 45 Конституции Республики Таджикистан уплата налогов и сборов, определяемых законом, является обязательной. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие экономическое положение гражданина, обратной силы не имеют. Данная конституционная норма выступает основой регулирования налоговых отношений, и все иные нормативные правовые акты в сфере налогов и налогообложения направлены именно на развитие и конкретизацию данного законоположения.
Готовое решение: Что означает принцип справедливости в налоговом праве
(КонсультантПлюс, 2025)всеобщность налогообложения, то есть обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П);
(КонсультантПлюс, 2025)всеобщность налогообложения, то есть обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П);
Статья: Проблемы реализации налоговых отношений в условиях цифровой трансформации
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Принцип определенности налогового законодательства закладывает основу конституционализации современной налоговой политики и фискального суверенитета. В нем отражается двуединое правогарантирующее значение, обеспечивающее защиту как прав налогоплательщиков от произвола со стороны ФНС России, так и прав государства требовать неукоснительного соблюдения исполнения конституционно значимой обязанности платить налоги (ст. 57 Конституции РФ).
(Затулина Т.Н.)
("Современное право", 2024, N 10)Принцип определенности налогового законодательства закладывает основу конституционализации современной налоговой политики и фискального суверенитета. В нем отражается двуединое правогарантирующее значение, обеспечивающее защиту как прав налогоплательщиков от произвола со стороны ФНС России, так и прав государства требовать неукоснительного соблюдения исполнения конституционно значимой обязанности платить налоги (ст. 57 Конституции РФ).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В связи с этим, несмотря на отсутствие конкретизации этой нормы на конституционном уровне применительно к обязанности уплаты налогов и сборов, Конституция РФ прямо не предусматривает возможность внесудебного взыскания обязательных платежей.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В связи с этим, несмотря на отсутствие конкретизации этой нормы на конституционном уровне применительно к обязанности уплаты налогов и сборов, Конституция РФ прямо не предусматривает возможность внесудебного взыскания обязательных платежей.