Управляющая компания оператор персональных данных

Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая компания оператор персональных данных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы защиты персональных данных в деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Белая О.В., Кицай Ю.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)
В соответствии с действующим законодательством обработка персональных данных должна происходить на законных основаниях. В определенных ситуациях, связанных с достижением конкретных целей, возможно распространение определенных ограничений, но, безусловно, объем и содержание персональных данных, подлежащих обработке, должны соответствовать целям. Управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства выполняют обработку персональных данных, соответственно, выступают операторами персональных данных и должны обеспечивать защиту данной информации надлежащим образом. В статье рассматриваются проблемы в деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанные с защитой персональных данных собственников помещений многоквартирных домов, предлагается возможный вариант решения данной проблемы.
Статья: Уведомление об обработке ТСЖ персональных данных жильцов
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)
В Постановлении АС ДВО от 20.06.2019 N Ф03-2342/2019 по делу N А51-19080/2018 указано, что исходя из положений ст. 154, 155, 161, 162 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в МКД в качестве способа управления домом управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Поэтому именно УК, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами и обладая в силу положений Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях в целях в том числе предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных. Данную информацию (персональные данные) в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ управляющая организация вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных. Вместе с тем положениями ст. 7 указанного Закона установлен запрет на их распространение без согласия собственников и нанимателей помещений в МКД. Из материалов дела согласие указанных лиц на передачу их персональных данных не усматривается, и таких обстоятельств по делу не установлено. Наличие у ресурсоснабжающей организации прямых отношений по расчету за поставленные ресурсы с собственниками помещений в МКД не изменяет правового статуса управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и правом на истребование у УК их персональных данных не наделяет. В итоге судьи поддержали УК, которая отказалась предоставлять РСО копии поквартирных карточек.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)
По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.