Упразднение населенного пункта



Подборка наиболее важных документов по запросу Упразднение населенного пункта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о правовой типизации населенных пунктов (город, поселок, сельский населенный пункт)
(Диденко А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)
По нашей оценке, Конституция РФ не отвергает федеральное регулирование принципов административно-территориального устройства страны. Иное было бы нонсенсом и ставило под вопрос конституционность, к примеру, принятия федеральной Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Тем не менее такие дискуссии в экспертной среде возникали. Поэтому, возможно, целесообразно для правовой чистоты внесение поправки в Конституцию РФ, устанавливающей, что вопросы административно-территориального деления являются вопросами совместного ведения Федерации и ее субъектов: Федерация устанавливает общие принципы, а субъекты Федерации в соответствии с ними осуществляют регулирование административно-территориального деления на своей территории, включая присвоение статуса городам (под контролем Федерации) и другим видам населенных пунктов и лишение их этого статуса, создание и упразднение населенных пунктов на своей территории.
Статья: Система взглядов А.И. Елистратова на природу и сущность института административно-территориального устройства и их актуальность в современных науках конституционного и административного права
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)
Итак, некоторые принципиальные вопросы территориальной организации публичной власти исследуются А.И. Елистратовым в рамках не только государственного права, но и зарождающейся в тот период времени науки административного права, что было отражено в его каноническом труде "Основные начала административного права", вышедшем в 1917 г. Возникает вполне обоснованный вопрос о том, какую роль способна сыграть данная отрасль права в регулировании административно-территориального устройства. Ответ отчасти следует из определения предмета административного права, который, по А.И. Елистратову, составляют отношения "между людьми в области государственного управления" <9>. Поскольку его основными субъектами являются должностные лица, объединяемые в разнообразные государственные учреждения (имеются в виду органы исполнительной власти. - Прим. авт.), составными элементами правового статуса которых выступают компетенция и пространство территории, то вполне закономерно рассмотрение территориальных основ государственного управления как способа реализации публичной власти в целом в системе административно-правового регулирования. И именно в зависимости от территориального критерия учеными выделялись два типа государственных органов (а по сути и территориальной организации) - центральные, компетенция которых распространяется на всю территорию государства (Император, Совет министров, министерства и другие), и местные, действующие в пределах отдельных образований. Привычный для нас термин "административно-территориальное устройство" в тот период развития науки еще не существовал, однако А.И. Елистратов использует категории "административное деление", "административное устройство", необходимые для пространственной характеристики местного управления, выделяя два основных вида такого разделения - особое и общее <10>. Для целей некоторых отраслей управления государство подразделяется на почтово-телеграфные, горные, учебные и иные административные округа, а общее деление представлено губерниями, уездами, городами, земскими участками, волостями, сельскими обществами. В отличие от современного научного и законодательного подходов А.И. Елистратов не дает определения административному устройству, не раскрывает систему его принципов, не детализирует вопросы статуса, создания, преобразования и упразднения территориальных единиц, категоризации населенных пунктов и т.п., да и сам термин "административное устройство" явным образом ставил в приоритет вопросы совершенствования публичной власти, которая в первые десятилетия XX в. активно трансформировалась ввиду смены формы правления. Между тем, будучи одним из первых российских административистов и государствоведов, он уделяет большое внимание необходимости постепенного ограничения усмотрения должностных лиц в публично-правовой сфере правовым порядком, нормами права. Этот тезис актуален сегодня и применительно к государственной политике в сфере административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, о чем говорилось ранее, и в целом к необходимости совершенствования данной сферы конституционного права, представленной в настоящий момент отдельными региональными законами - зачастую несовершенными с точки зрения юридической техники и сложными для правоприменителя.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"
29. В случае объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, и образования на их территории муниципального округа муниципальный район, а также указанные поселения упраздняются.
показать больше документов