Упрощенный порядок регистрации дач
Подборка наиболее важных документов по запросу Упрощенный порядок регистрации дач (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2023 N 88а-14141/2023 (УИД 47RS0009-01-2022-002996-31)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец указал, что по итогам повторного рассмотрения заявления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ответчиком принято такое же решение о несоответствии и по тем же самым основаниям, что, по мнению истца, является незаконным и необоснованным.
Решение: Удовлетворено в части.Возможность в силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2026 года осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на жилой или садовый дом в упрощенном порядке - на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, то есть без уведомления об окончании строительства, вопреки доводам кассационной жалобы, о незаконности постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта не свидетельствует.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Истец указал, что по итогам повторного рассмотрения заявления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ответчиком принято такое же решение о несоответствии и по тем же самым основаниям, что, по мнению истца, является незаконным и необоснованным.
Решение: Удовлетворено в части.Возможность в силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" до 1 марта 2026 года осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на жилой или садовый дом в упрощенном порядке - на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, то есть без уведомления об окончании строительства, вопреки доводам кассационной жалобы, о незаконности постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта не свидетельствует.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 по делу N 88-19466/2024 (УИД 23RS0058-01-2023-004126-92)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об обязании снести самовольную постройку.
Обстоятельства: Суд не учел, что, заявляя требования о сносе объекта, истец должен был обосновать наличие не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что введение в действие упрощенного порядка государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объектов ИЖС и садовых домов не исключает обязанности правообладателей земельных участков при возведении на земельном участке зданий и сооружений, а также осуществления их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, а также требования о целевом назначении земельного участка. Суд, удовлетворяя исковые требования администрации г. Сочи, на основании изученного акта выездного обследования N 418 от 13 июля 2023 года и фототаблицы, пришел к выводу, что не завершенный строительством объект недвижимости расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: Об обязании снести самовольную постройку.
Обстоятельства: Суд не учел, что, заявляя требования о сносе объекта, истец должен был обосновать наличие не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что введение в действие упрощенного порядка государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объектов ИЖС и садовых домов не исключает обязанности правообладателей земельных участков при возведении на земельном участке зданий и сооружений, а также осуществления их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, а также требования о целевом назначении земельного участка. Суд, удовлетворяя исковые требования администрации г. Сочи, на основании изученного акта выездного обследования N 418 от 13 июля 2023 года и фототаблицы, пришел к выводу, что не завершенный строительством объект недвижимости расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как признать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Также в упрощенном порядке можно зарегистрировать право собственности на садовый дом, созданный на садовом земельном участке, кадастровый учет которого уже был осуществлен до 04.08.2018 (ч. 22 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; ч. 6.1 ст. 16, ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Также в упрощенном порядке можно зарегистрировать право собственности на садовый дом, созданный на садовом земельном участке, кадастровый учет которого уже был осуществлен до 04.08.2018 (ч. 22 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; ч. 6.1 ст. 16, ст. 17 Закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
Нормативные акты
<Письмо> Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08
<О строительстве объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов>Однако, несмотря на то, что нормами указанного федерального закона предусмотрен упрощенный порядок регистрации объектов ИЖС и садовых домов, строительство таких объектов осуществляется в порядке, регламентированном статьей 51.1 ГрК РФ.
<О строительстве объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов>Однако, несмотря на то, что нормами указанного федерального закона предусмотрен упрощенный порядок регистрации объектов ИЖС и садовых домов, строительство таких объектов осуществляется в порядке, регламентированном статьей 51.1 ГрК РФ.
<Письмо> Росреестра от 25.12.2023 N 14-12162-ТГ/23
<О проверке на соответствие параметров жилого или садового дома ограничениям, установленным в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства>Положениями частей 12 - 14 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлен упрощенный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности ("дачная амнистия"), а также пределы правовой экспертизы органа регистрации прав.
<О проверке на соответствие параметров жилого или садового дома ограничениям, установленным в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства>Положениями частей 12 - 14 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлен упрощенный порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности ("дачная амнистия"), а также пределы правовой экспертизы органа регистрации прав.