Упущенная выгода потребителя

Подборка наиболее важных документов по запросу Упущенная выгода потребителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О правовом регулировании совместных программ лояльности пассажиров на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)
С одной стороны, невозможность использования совместной программы лояльности можно рассматривать как упущенную выгоду потребителем при соблюдении двух условий. Во-первых, у участника программы лояльности должно быть на счету достаточное количество баллов, которые можно использовать для приобретения железнодорожного билета. Во-вторых, участник программы лояльности должен приобрести железнодорожный билет во время технических неполадок. Данные положения полностью соответствуют ст. 393 ГК РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" <14> в части общих положений о возмещении убытков.
Статья: В каких пределах можно использовать содержание баз данных: проблемы и перспективы
(Калятин В.О.)
("Закон", 2023, N 5)
Этот контроль осуществляется вне связи с наличием прав на материалы, включенные в базу данных, при этом делается акцент на оценке деятельности пользователя, что позволяет обеспечить многосторонний контроль за использованием содержания базы данных. Так, в одном из дел Новосибирского УФАС России отмечалось, что "ООО "Г" и ИП П. в целях создания собственной базы данных осуществляют извлечение, копирование и систематизацию материалов Баз данных 2ГИС, используя их в коммерческой деятельности. Исходя из изложенного, ООО "Г" и ИП П. в целях создания собственной базы данных осуществляют извлечение, копирование и систематизацию материалов Баз данных 2ГИС, используя их в коммерческой деятельности. Данные действия влекут получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (так как не несут расходы, связанные с ее осуществлением в части создания необходимых баз данных с нуля, а используют чужую работу), наносят убытки ООО "Д", связанные с оттоком потребителей, упущенной выгодой, а также способны причинить ущерб деловой репутации ООО "Д" <22>. При этом стоит отметить, что база данных 2ГИС представляет собой "справочник компаний, содержащий информацию о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, организациях (в т.ч. государственных и муниципальных органах; лиц, чья деятельность не требует регистрации юридического лица или ИП (например, адвокаты, нотариусы), и пр.), осуществляющих свою деятельность в пределах установленной территории" <23>.

Нормативные акты

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018)
Как разъясняется в абзаце втором п. 32 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17, при рассмотрении дел о защите прав потребителей под убытками следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"
Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.