Установка пандуса для маломобильных групп
Подборка наиболее важных документов по запросу Установка пандуса для маломобильных групп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2023 N 88-6136/2023 по делу N 2-3090/2022 (УИД 66RS0003-01-2022-002099-43)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О признании незаконным бездействия по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчику на праве собственности принадлежит здание, которое используется как автостанция, в которой осуществляется распространение билетов, приспособлено для граждан, ожидающих отправления пассажирских автобусов по междугородним маршрутам, однако в ходе прокурорской проверки выявлено несоблюдение требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Решение: Удовлетворено.Ссылка кассатора на немотивированность обжалуемого решения в части возложения обязанности по установке пандуса (подъемной платформы) с учетом наличия отдельного входа для маломобильных групп, к которому установлены необходимые таблички и указатели, а также количества обслуживаемых человек в сутки, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как установлено нижестоящим судом, доказательств наличия альтернативного входа в здание для инвалидов не представлено, изображенный на фототаблице запасный выход, обозначенный как зона въезда инвалидов, не обеспечивает беспрепятственный вход инвалидов в помещение ответчика, в котором оказываются услуги для неопределенного круга лиц, как не представлено и доказательств согласования в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с общественными организациями инвалидов указанного способа обеспечения доступности в здание. При этом количество лиц, посещающих помещение, принадлежащее ответчику, правового значения не имеет, поскольку исполнение установленной в Федеральном законе N 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в зависимость о количества лиц, посещающих помещение, не поставлено.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О признании незаконным бездействия по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчику на праве собственности принадлежит здание, которое используется как автостанция, в которой осуществляется распространение билетов, приспособлено для граждан, ожидающих отправления пассажирских автобусов по междугородним маршрутам, однако в ходе прокурорской проверки выявлено несоблюдение требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Решение: Удовлетворено.Ссылка кассатора на немотивированность обжалуемого решения в части возложения обязанности по установке пандуса (подъемной платформы) с учетом наличия отдельного входа для маломобильных групп, к которому установлены необходимые таблички и указатели, а также количества обслуживаемых человек в сутки, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как установлено нижестоящим судом, доказательств наличия альтернативного входа в здание для инвалидов не представлено, изображенный на фототаблице запасный выход, обозначенный как зона въезда инвалидов, не обеспечивает беспрепятственный вход инвалидов в помещение ответчика, в котором оказываются услуги для неопределенного круга лиц, как не представлено и доказательств согласования в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с общественными организациями инвалидов указанного способа обеспечения доступности в здание. При этом количество лиц, посещающих помещение, принадлежащее ответчику, правового значения не имеет, поскольку исполнение установленной в Федеральном законе N 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в зависимость о количества лиц, посещающих помещение, не поставлено.
Апелляционное определение Псковского областного суда от 30.05.2023 N 33-918/2023
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании оборудовать здание школы приспособлениями для свободного доступа инвалидов, а также маломобильных групп населения.
Обстоятельства: В нарушение действующего законодательства здание школы не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что нарушает права соответствующей категории населения на беспрепятственный доступ в объекты социальной инфраструктуры.
Решение: Удовлетворено.Приходя к выводу о том, что отсутствие пандуса компенсируется дежурным сотрудником школы, который в случае посещения здания школы окажет лицу, относящемуся к маломобильной группе населения, помощь для входа в здание, при наличии видеокамер, домофона и кнопки вызова сотрудника, суд первой инстанции не учел, что само по себе установление кнопки вызова персонала школы, домофона и видеокамер не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам школы, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании оборудовать здание школы приспособлениями для свободного доступа инвалидов, а также маломобильных групп населения.
Обстоятельства: В нарушение действующего законодательства здание школы не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что нарушает права соответствующей категории населения на беспрепятственный доступ в объекты социальной инфраструктуры.
Решение: Удовлетворено.Приходя к выводу о том, что отсутствие пандуса компенсируется дежурным сотрудником школы, который в случае посещения здания школы окажет лицу, относящемуся к маломобильной группе населения, помощь для входа в здание, при наличии видеокамер, домофона и кнопки вызова сотрудника, суд первой инстанции не учел, что само по себе установление кнопки вызова персонала школы, домофона и видеокамер не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам школы, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Банкинг для каждого
(Дубровская А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 2)В банке "Открытие" для создания комфортных условий обслуживания клиентов из маломобильных групп населения также применяется комплекс мер. В офисах устанавливаются пандусы или подъемные платформы, на входе имеются кнопки вызова персонала, если необходимо оказать помощь в доступе в офис. Табличка с режимом работы дублируется шрифтом Брайля. Для людей с ослабленным зрением маркируются яркими наклейками стеклянные двери и ступени. Внутри помещения для удобства ориентирования на полу монтируются тактильные полосы, ленты и направляющие.
(Дубровская А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 2)В банке "Открытие" для создания комфортных условий обслуживания клиентов из маломобильных групп населения также применяется комплекс мер. В офисах устанавливаются пандусы или подъемные платформы, на входе имеются кнопки вызова персонала, если необходимо оказать помощь в доступе в офис. Табличка с режимом работы дублируется шрифтом Брайля. Для людей с ослабленным зрением маркируются яркими наклейками стеклянные двери и ступени. Внутри помещения для удобства ориентирования на полу монтируются тактильные полосы, ленты и направляющие.
Ситуация: Как установить пандус в жилом доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Отказ в установке пандуса может быть вызван, например, технической невозможностью установки пандуса по причине слишком узкого лестничного пролета.
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Отказ в установке пандуса может быть вызван, например, технической невозможностью установки пандуса по причине слишком узкого лестничного пролета.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 29.07.2020 N 262/1933-7
(ред. от 14.06.2023)
"О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"8.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе пользующихся креслами-колясками, инвалидов по зрению, комиссиям следует направить ходатайства в соответствующие органы местного самоуправления об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей, иных необходимых приспособлений (возможно, временных), которые должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации ("СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр).
(ред. от 14.06.2023)
"О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации"8.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе пользующихся креслами-колясками, инвалидов по зрению, комиссиям следует направить ходатайства в соответствующие органы местного самоуправления об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей, иных необходимых приспособлений (возможно, временных), которые должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации ("СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N 904/пр).
Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300
(ред. от 24.06.2024)
"Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"4(1). Пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.
(ред. от 24.06.2024)
"Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов"4(1). Пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.