Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний

Подборка наиболее важных документов по запросу Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Договор дарения земельного участка, принадлежащего дарителю на праве собственности, свободного от построек, с имеющимися обременениями и/или ограничениями его использования
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
В силу п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 7-АПГ18-9
Об оставлении без изменения решения Ивановского областного суда от 06.07.2018, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим в части постановления Правительства Ивановской области от 05.03.2015 N 59-п "Об утверждении Порядка определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ивановской области".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - Земельный кодекс, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)
Между тем определение того, имеется или уже отсутствует в каждом конкретном случае государственный или общественный интерес, представляет определенную сложность. Данный вопрос мог бы быть разрешен в ходе проведения общественных или публичных слушаний. Но если в прежней редакции п. 2 ст. 23 ЗК РФ содержалось правило о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, то Федеральным законом N 341-ФЗ оно было исключено, и в настоящее время в тексте ЗК РФ ни общественные, ни публичные слушания не упоминаются. Поэтому решение данного вопроса фактически переложено на орган местного самоуправления и суд.
"Гражданское право социального государства: Сборник статей, посвященный 90-летию со дня рождения профессора А.Л. Маковского (1930 - 2020)"
(отв. ред. В.В. Витрянский, Е.А. Суханов)
("Статут", 2020)
Возможно, что самый яркий пример социализации гражданского права представляет собой так называемый публичный сервитут. Институт этот складывался не сразу и в первоначальной редакции ст. 23 ЗК РФ сохранял черты ограничения права собственности на общую пользу, что, может быть, и не совсем удачно, но описывалось следующим образом: "Публичный сервитут устанавливается... в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения... Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний". Иначе говоря, публичный сервитут имел целью обеспечить некий интерес, который не мог быть персонифицирован. И в таком качестве публичный сервитут не мог претендовать на классификацию его в разряде субъективных гражданских прав, даже невзирая на откровенно плохие и противоречивые формулировки и ошибочную внутреннюю систематику ст. 23 ЗК РФ.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
Согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2).
"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.