Устав таможенной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав таможенной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды ответственности должностных лиц в российском законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действительно, ответственность некоторых должностных лиц всецело закреплена дисциплинарными уставами или уставами о дисциплине (Вооруженных сил РФ, Таможенной службы РФ, работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии и др.). Например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действительно, ответственность некоторых должностных лиц всецело закреплена дисциплинарными уставами или уставами о дисциплине (Вооруженных сил РФ, Таможенной службы РФ, работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии и др.). Например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии".
Статья: К вопросу о законности применения таможенными органами отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на либерализацию административной ответственности
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<12> Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)<12> Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)- Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации";
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)- Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 года N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации";
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в таможенных органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)13. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 23 нояб. N 47.
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)13. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 23 нояб. N 47.
Статья: Служебная дисциплина государственного инспектора
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)<3> См., например, ст. 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 46 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 47 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 45 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Развернутая дефиниция служебной дисциплины в таможенных органах закреплена в п. 2, 3, 4 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)<3> См., например, ст. 56 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 46 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 47 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", ст. 45 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Развернутая дефиниция служебной дисциплины в таможенных органах закреплена в п. 2, 3, 4 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Во многом сходный подход можно увидеть и в законодательстве о службе в таможенных органах. Так, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <14> (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) сотрудник может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины (п. 11 ч. 2 ст. 48). Дисциплинарный устав таможенной службы к грубым нарушениям служебной дисциплины, помимо прочего, относит несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации" <15>). При этом ограничения, закрепленные в отношении сотрудников таможенных органов ч. 2 ст. 7 данного Закона, по смыслу тождественны (за некоторыми исключениями) запретам, содержащимся в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе. Интересно, что в ст. 7 Федерального закона N 114-ФЗ не называются некоторые запреты, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе: допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора и др. Эти запреты охватываются положением ст. 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" <16>, которая распространяет на сотрудников таможенных органов действие ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <17> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18>. Однако законодательство о службе в таможенных органах не рассматривает нарушение этих запретов в качестве самостоятельного основания для прекращения службы в таможенных органах. Соответственно, нарушение этих запретов будет являться ординарным дисциплинарным проступком, влекущим применение дисциплинарного взыскания, не связанного с увольнением со службы.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов регламентированы Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных органов регламентированы Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Учитывая публичный характер государственной службы, вполне естественно, что законодатель формулирует расширенные перечни грубых дисциплинарных проступков в виде формализованных составов правонарушения. К ним, в частности, относятся и коррупционные правонарушения, предусмотренные законодательством о любых видах государственной службы. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации закрепляет пять видов грубого дисциплинарного проступка, где наряду с прогулом и появлением на службе в нетрезвом состоянии называется, например, утрата документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)Учитывая публичный характер государственной службы, вполне естественно, что законодатель формулирует расширенные перечни грубых дисциплинарных проступков в виде формализованных составов правонарушения. К ним, в частности, относятся и коррупционные правонарушения, предусмотренные законодательством о любых видах государственной службы. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации закрепляет пять видов грубого дисциплинарного проступка, где наряду с прогулом и появлением на службе в нетрезвом состоянии называется, например, утрата документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, товаров, обращенных в федеральную собственность, товаров и документов, задержанных и (или) изъятых при проведении таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.