Устав водного транспорта

Подборка наиболее важных документов по запросу Устав водного транспорта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Об отдельных аспектах регулирования отношений, возникающих из договора перевозки, гражданским законодательством СССР
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2022, N 6)
Так, отношения по перевозке регулировались Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г. N 1801 <7>, Воздушным кодексом Союза ССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961 г. <8>, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. <9>, Уставом железных дорог Союза ССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 г. N 270 <10>, Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 <11>. В отношении последних следует заметить, что до принятия Устава автомобильного транспорта РСФСР соответствующий вид отношений регулировался большим числом нормативных актов. Например, одними из важнейших документов 1950-х годов были Справочник единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом (1955 г.), Правила применения тарифов, Постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1954 г. "О дальнейшем расширении централизованных перевозок грузов автомобильным транспортом" <12>. Важное значение придавалось и типовым договорам. Например, Типовой договор на централизованную перевозку различных грузов, утв. Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР 30 января 1956 г., Типовой договор на централизованную перевозку контейнеров и грузов мелкими отправками, утв. Министерством транспорта и шоссейных дорог СССР 27 декабря 1955 г. <13>. Однако подобное было характерно не только в сфере перевозок автомобильным транспортом. В целом правовое регулирование перевозок осуществлялось рядом специальных постановлений по отдельным вопросам перевозочной деятельности, тарифами, приказами и инструкциями соответствующих министерств и ведомств, а также правилами перевозок соответствующим видом транспорта <14>.
Статья: Претензионное урегулирование хозяйственных споров: историко-правовое эссе
(Клеандров М.И.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)
Судебная практика сороковых годов была не вполне последовательна в вопросе последствий несоблюдения претензионного порядка урегулирования хозяйственных споров с участием органов транспорта. По действующему в то время транспортному законодательству (ст. 99 Устава железных дорог 1935 г., ст. 249 Кодекса торгового мореплавания СССР 1929 г., ст. 169 Устава внутреннего водного транспорта 1930 г., ст. 90 Воздушного кодекса СССР 1935 г.) иски к органам транспорта могли быть предъявлены лишь при соблюдении истцом претензионного порядка. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 29 января 1942 г. <11> было признано неправильным принятие исков и удовлетворение требований к органам транспорта, в отношении которых претензионный порядок не был соблюден. Однако Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 3 марта 1950 г. <12> это положение было существенно изменено, было указано, что несоблюдение претензионного порядка по требованиям к предприятиям транспорта не лишает истца права обращаться в суд; если срок на предъявление претензии не истек, то суд, установив несоблюдение претензионного порядка, обязан направить материал соответствующему органу транспорта, если же срок истек - разрешить дело по существу. Это изменение в процессуальном значении соблюдения претензионного порядка было отнесено лишь к требованиям, предъявляемым к предприятиям железнодорожного и внутреннего водного транспорта <13>, позднее оно было отменено.

Нормативные акты

"Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении"
(утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956)
(с изм. от 30.11.2000)
(вместе с "Временными дополнительными условиями перевозки зерна насыпью в смешанном сообщении", утв. МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 31.07.1957; "Условиями перевозки зерна с повышенной влажностью", утв. Минречфлотом РСФСР; "Временными нормами прокладочных и крепежных материалов, подлежащих предоставлению грузовладельцами портам перевалки для оборудования и загрузки вагонов в пунктах перевалки (ст. 82 и 164 Устава внутреннего водного транспорта)", утв. Минречфлотом РСФСР 26.09.1957; "Временным соглашением о порядке перевозки грузов в универсальных контейнерах Министерства путей сообщения и Министерства речного флота РСФСР в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении", утв. МПС СССР 29.05.1963 N Г-13853, Минречфлотом РСФСР 25.05.1963 N КМ-51/1295)
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 27.11.2023)
2. Признать утратившим силу пункт 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 11, ст. 393; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 411; 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 18, ст. 2207) в части применения Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР.