Устав ЮНЕСКО

Подборка наиболее важных документов по запросу Устав ЮНЕСКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Международно-правовые основы понятий "искусственный интеллект" и "нейросеть"
(Власова В.Ю., Ястребова А.И.)
("Современное право", 2024, N 6)
В связи с этим встает вопрос о необходимости установления международно-правовых рамок для обеспечения этичности использования искусственного интеллекта. Так, специальной организацией ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО на 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2021 года были приняты Рекомендации об этических аспектах искусственного интеллекта <11>. Роль документа, как верно указывает А.В. Виловатых, заключается в "оказании помощи странам-участницам в соблюдении ими основополагающих прав, закрепленных в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека 1948 года" [2, с. 87]. Рекомендации закрепили такие ценностные установки, как уважение, защита и поощрение прав человека и основных свобод и человеческого достоинства; благополучие окружающей среды и экосистем; обеспечение разнообразия и инклюзивности; жизнь в мирных, справедливых и взаимосвязанных обществах. Принципы включают в себя соразмерность и непричинение вреда, безопасность и защищенность, справедливость и отказ от дискриминации, устойчивость, право на неприкосновенность частной жизни и защиту данных, прозрачность и объяснимость, ответственность и подотчетность, осведомленность и грамотность, многостороннее и адаптивное управление и взаимодействие. Как подчеркивает С.В. Никитенко, новеллой является то, что в Рекомендациях детально изложен принцип справедливости, в соответствии с которым должно обеспечиваться "равенство сельских и городских районов с позиции доступа к ИИ-системам", а технологически продвинутые государства должны "проявлять солидарность с наименее развитыми странами" [7, с. 158]. Данные ценностные установки и принципы, хотя и носят рекомендательный характер, следует иметь в виду при разработке интеллектуальных систем, чтобы не допустить нарушений прав человека и гражданина, в том числе и прав, связанных с интеллектуальной собственностью.
Статья: Правовая охрана георазнообразия
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)
В связи с указанным обстоятельством возникает вопрос о возможности и целесообразности создания геопарков на территории, в границах которой находятся только объекты археологического наследия с геологическим значением, их ансамбли без включения в состав геопарка ООПТ геологического и иного профиля. Безусловно, правовая охрана объектов археологического наследия с геологическим значением как объектов культурного наследия обеспечивает сохранение георазнообразия. Однако цель установления правового режима объектов археологического наследия, даже если они имеют геологическое значение, состоит в сохранении, использовании, популяризации источников информации о зарождении и развитии культуры, прошлом человечества. Основная цель создания геопарков иная. Она связана с сохранением, популяризацией, повышением ценности природных объектов, фиксирующих историю нашей планеты (п. 1 Руководящих принципов деятельности глобальных геопарков ЮНЕСКО <32>), а не культуры древних народов. Поэтому геопарки не могут быть созданы на территории, в границах которой расположены исключительно объекты археологического наследия геологического значения (наделенные режимом памятников археологии пещеры, каменные курганы и иные природные памятники археологии).

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 05.09.2022 N 611
(ред. от 17.10.2022)
"Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом"
85. Необходимо последовательно развивать взаимодействие с ЮНЕСКО, целью которой является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры. Важно не допускать дальнейшей политизации этой Организации, исключая из ее повестки дня вопросы территориальной целостности и суверенитета, приводящие к возникновению конфликтного потенциала на этой важной международной площадке. В интересах сохранения традиционной для ЮНЕСКО атмосферы консенсуса, всеобщей вовлеченности, взаимного уважения и равноправного диалога следует решительно пресекать попытки продвижения отдельными государствами политически мотивированных и неуниверсальных инициатив, а также противодействовать безосновательному навязыванию обсуждения тематики прав человека в рамках этой Организации. Залогом широкого признания ведущей роли ЮНЕСКО в многостороннем культурном, образовательном и научном сотрудничестве является сохранение ее межправительственного характера, соблюдение положений Устава ЮНЕСКО, а также решений ее руководящих органов.
"Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества"
(утв. Президентом РФ 18.12.2010)
Следует добиваться совершенствования содержания, форм и географии присутствия ЮНЕСКО в Российской Федерации с целью поддержки отечественной культуры, науки и образования. Необходимо способствовать объединению широких кругов российской общественности на основе ценностей, отраженных в уставе ЮНЕСКО, более активно задействовать интеллектуальный потенциал России в интересах реализации задач этой организации.