Устройство кладбища
Подборка наиболее важных документов по запросу Устройство кладбища (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2023 N 88-18728/2023 (УИД 51RS0006-01-2022-001987-13)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным решения о захоронении, возложении обязанности произвести перезахоронение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком-1 было выдано разрешение на захоронение умершего супруга на вновь отведенном на муниципальном кладбище земельном участке. Однако ответчиком-1 выдано разрешение ответчику-2 на захоронение на родственном захоронении в другом месте.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал, что место захоронения С.В. не было отнесено к семейным захоронениям в установленном порядке, в связи с чем, отсутствие родственных связей у С.В. и С.Н. не может являться основанием для перезахоронения и при этом само по себе отсутствие родственных связей не является основанием для перезахоронения по требованию истца в соответствии с положениями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 года N 84, учитывая, что захоронение С.Н. произведено в специально отведенном месте, истица С.Л. владельцем земельного участка не является, а обязанность перезахоронения в силу одного волеизъявления заинтересованных лиц с учетом достойного отношения к телу умершего и его памяти, законом не предусмотрена.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным решения о захоронении, возложении обязанности произвести перезахоронение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком-1 было выдано разрешение на захоронение умершего супруга на вновь отведенном на муниципальном кладбище земельном участке. Однако ответчиком-1 выдано разрешение ответчику-2 на захоронение на родственном захоронении в другом месте.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал, что место захоронения С.В. не было отнесено к семейным захоронениям в установленном порядке, в связи с чем, отсутствие родственных связей у С.В. и С.Н. не может являться основанием для перезахоронения и при этом само по себе отсутствие родственных связей не является основанием для перезахоронения по требованию истца в соответствии с положениями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 года N 84, учитывая, что захоронение С.Н. произведено в специально отведенном месте, истица С.Л. владельцем земельного участка не является, а обязанность перезахоронения в силу одного волеизъявления заинтересованных лиц с учетом достойного отношения к телу умершего и его памяти, законом не предусмотрена.
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 12.05.2023 N 33-1508/2023 (УИД 51RS0006-01-2022-001987-13)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным решения о захоронении, возложении обязанности произвести перезахоронение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком-1 было выдано разрешение на захоронение умершего супруга на вновь отведенном на муниципальном кладбище земельном участке. Однако ответчиком-1 выдано разрешение ответчику-2 на захоронение на родственном захоронении в другом месте.
Решение: Отказано.При этом следует учесть, что поскольку место захоронения С.В. не было отнесено к семейным захоронениям в установленном порядке, в связи с чем, отсутствие родственных связей у С.В. и С.Н. не может являться основанием для перезахоронения, и при этом само по себе отсутствие родственных связей не является основанием для перезахоронения по требованию истца, в соответствии с положениями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 года N 84, учитывая, что захоронение С.Н. произведено в специально отведенном месте, а обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным решения о захоронении, возложении обязанности произвести перезахоронение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком-1 было выдано разрешение на захоронение умершего супруга на вновь отведенном на муниципальном кладбище земельном участке. Однако ответчиком-1 выдано разрешение ответчику-2 на захоронение на родственном захоронении в другом месте.
Решение: Отказано.При этом следует учесть, что поскольку место захоронения С.В. не было отнесено к семейным захоронениям в установленном порядке, в связи с чем, отсутствие родственных связей у С.В. и С.Н. не может являться основанием для перезахоронения, и при этом само по себе отсутствие родственных связей не является основанием для перезахоронения по требованию истца, в соответствии с положениями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 июня 2011 года N 84, учитывая, что захоронение С.Н. произведено в специально отведенном месте, а обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эксгумация в процессе судопроизводства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в удовлетворении иска матери умершего об эксгумации и перезахоронении было отказано, поскольку другие близкие родственники (дочери), обустроившие место захоронения, возражали против этого. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 5, 7, 16, 25 Закона о погребении, п. 3.13 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, установил, что могила приведена в порядок дочерями умершего, на что они потратили финансовые вложения, находится в облагороженном состоянии, за могилой ими осуществляется надлежащий уход, при этом они возражают против эксгумации тела и его перезахоронения в другое место, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 по делу N 88-7881/2020). Обращаем внимание, что СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, утратили силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, в удовлетворении иска матери умершего об эксгумации и перезахоронении было отказано, поскольку другие близкие родственники (дочери), обустроившие место захоронения, возражали против этого. Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 5, 7, 16, 25 Закона о погребении, п. 3.13 СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, установил, что могила приведена в порядок дочерями умершего, на что они потратили финансовые вложения, находится в облагороженном состоянии, за могилой ими осуществляется надлежащий уход, при этом они возражают против эксгумации тела и его перезахоронения в другое место, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 по делу N 88-7881/2020). Обращаем внимание, что СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, утратили силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631 "Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- устройство свалок, создание мест погребения, мест, отведенных для захоронения биологических отходов, и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- устройство свалок, создание мест погребения, мест, отведенных для захоронения биологических отходов, и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод;
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.