Утилизационный сБор 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Утилизационный сБор 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Плательщик оспаривает отказ Налогового (Таможенного) органа в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.02.2022 N Ф05-30141/2021 по делу N А40-14431/2021
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.02.2022 N Ф05-30141/2021 по делу N А40-14431/2021
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Таможенный орган взыскивает утилизационный сбор за ввезенное в РФ транспортное средство
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2023 N Ф02-4451/2023, Ф02-4454/2023 по делу N А19-24610/2021
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.09.2023 N Ф02-4451/2023, Ф02-4454/2023 по делу N А19-24610/2021
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Так, в 2021 г. от уплаты утилизационного сбора, где администратором выступает ФНС РФ, в консолидированный бюджет поступило 377,9 млрд руб. <10>, в 2020 г. - 267 млрд руб. (+18,3%) <11>, в 2019 г. - 226 млрд руб. (+26,3%), в 2018 г. - 179 млрд руб. <12> За аналогичные периоды размер утилизационного сбора, администрируемого ФТС России, составил 138,1 млрд руб. в 2021 г., 97,2 млрд руб. в 2020 г. <13>, 93,4 млрд руб. в 2019 г., 84,41 млрд руб. в 2018 г. <14>
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Так, в 2021 г. от уплаты утилизационного сбора, где администратором выступает ФНС РФ, в консолидированный бюджет поступило 377,9 млрд руб. <10>, в 2020 г. - 267 млрд руб. (+18,3%) <11>, в 2019 г. - 226 млрд руб. (+26,3%), в 2018 г. - 179 млрд руб. <12> За аналогичные периоды размер утилизационного сбора, администрируемого ФТС России, составил 138,1 млрд руб. в 2021 г., 97,2 млрд руб. в 2020 г. <13>, 93,4 млрд руб. в 2019 г., 84,41 млрд руб. в 2018 г. <14>
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<21> См., например: решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 мая 2021 г. по делу N А78-624/2021 (о признании недействительными решений Читинской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, о признании незаконным бездействия сотрудников таможни и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества-заявителя путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора). См. также: решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2020 г. по делу N А 78-9526/2020 и еще более двадцати аналогичных решений // СПС "КонсультантПлюс".
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<21> См., например: решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 мая 2021 г. по делу N А78-624/2021 (о признании недействительными решений Читинской таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, о признании незаконным бездействия сотрудников таможни и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества-заявителя путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора). См. также: решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2020 г. по делу N А 78-9526/2020 и еще более двадцати аналогичных решений // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2022 N 47-П
"По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп"Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 5 октября 2020 года, рассмотрев дело N А56-69059/2020, отказал обществу в удовлетворении требования о взыскании с Центральной акцизной таможни процентов (764 719 руб. 52 коп.), начисленных на излишнюю сумму утилизационного сбора. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2021 года и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2021 года. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2022 года обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При этом суды, указав, что пунктом 37 Правил прямо установлен запрет на выплату процентов с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов, не усмотрели оснований для взыскания с таможенного органа заявленной обществом суммы процентов.
"По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп"Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 5 октября 2020 года, рассмотрев дело N А56-69059/2020, отказал обществу в удовлетворении требования о взыскании с Центральной акцизной таможни процентов (764 719 руб. 52 коп.), начисленных на излишнюю сумму утилизационного сбора. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2021 года и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2021 года. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2022 года обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При этом суды, указав, что пунктом 37 Правил прямо установлен запрет на выплату процентов с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов, не усмотрели оснований для взыскания с таможенного органа заявленной обществом суммы процентов.
Приказ ФНС России от 01.12.2021 N ЕД-7-3/1045@
"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67687)Зарегистрировано в Минюсте России 11 марта 2022 г. N 67687
"Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67687)Зарегистрировано в Минюсте России 11 марта 2022 г. N 67687
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)20. Реут А.В. Фискальная и регулирующая функции утилизационного сбора // Финансовое право. 2013. N 3. С. 17 - 20.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)20. Реут А.В. Фискальная и регулирующая функции утилизационного сбора // Финансовое право. 2013. N 3. С. 17 - 20.
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Возврат утилизационного сбора на колесные транспортные средства, вывезенные за пределы территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза, возможен только при условии, что на них в РФ не выдавались ПТС. Транспортные средства, в отношении которых выданы ПТС, являются выпущенными в обращение на территории РФ, что не дает оснований считать утилизационный сбор излишне уплаченным и не приводит к возникновению права на его возврат, как излишне уплаченного. Юридически значимым обстоятельством для определения того, подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении тех или иных ввезенных транспортных средств, является направленность на эксплуатацию транспортных средств на территории РФ, которая влечет причинение экологического вреда и вероятность их утилизации на этой территории. Соответственно, возврат утилизационного сбора в отношении транспортных средств, вывезенных за пределы РФ на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, может допускаться, если при этом изменяется территория обращения транспортного средства. Последующая продажа транспортных средств в Республику Беларусь и их вывоз на территорию указанного государства - члена Евразийского экономического союза не сопровождались аннулированием ранее выданных в РФ ПТС, заявитель за таким аннулированием не обращался. Сохранение действия ПТС, выданных в РФ, не может исключить дальнейшую эксплуатацию транспортных средств в России. Таможенный орган на законном основании отказал в возврате утилизационного сбора.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Возврат утилизационного сбора на колесные транспортные средства, вывезенные за пределы территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза, возможен только при условии, что на них в РФ не выдавались ПТС. Транспортные средства, в отношении которых выданы ПТС, являются выпущенными в обращение на территории РФ, что не дает оснований считать утилизационный сбор излишне уплаченным и не приводит к возникновению права на его возврат, как излишне уплаченного. Юридически значимым обстоятельством для определения того, подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении тех или иных ввезенных транспортных средств, является направленность на эксплуатацию транспортных средств на территории РФ, которая влечет причинение экологического вреда и вероятность их утилизации на этой территории. Соответственно, возврат утилизационного сбора в отношении транспортных средств, вывезенных за пределы РФ на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, может допускаться, если при этом изменяется территория обращения транспортного средства. Последующая продажа транспортных средств в Республику Беларусь и их вывоз на территорию указанного государства - члена Евразийского экономического союза не сопровождались аннулированием ранее выданных в РФ ПТС, заявитель за таким аннулированием не обращался. Сохранение действия ПТС, выданных в РФ, не может исключить дальнейшую эксплуатацию транспортных средств в России. Таможенный орган на законном основании отказал в возврате утилизационного сбора.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Суд указал, что, когда в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога признается исполненной и налогоплательщик имеет право на подачу заявления об уточнении платежа. Поскольку положения ст. 45 НК РФ применяются и в данном случае, у общества задолженность по уплате утилизационного сбора не возникла и пени начислены неправомерно (Постановление АС МО от 16.09.2022 N Ф05-21460/2022 по делу N А41-66442/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Суд указал, что, когда в результате ошибки в КБК сумма налога поступила в бюджет другого уровня, обязанность по уплате налога признается исполненной и налогоплательщик имеет право на подачу заявления об уточнении платежа. Поскольку положения ст. 45 НК РФ применяются и в данном случае, у общества задолженность по уплате утилизационного сбора не возникла и пени начислены неправомерно (Постановление АС МО от 16.09.2022 N Ф05-21460/2022 по делу N А41-66442/2021).
Статья: Основания для включения кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к тракторам, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором, а следовательно, возложение на общество обязанности уплаты утилизационного сбора в отношении этой машины неправомерно. Таможенный орган не обосновал и не представил доказательств того, что машина, ввезенная заявителем, может быть отнесена к тракторам.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 7)Если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к тракторам, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором, а следовательно, возложение на общество обязанности уплаты утилизационного сбора в отношении этой машины неправомерно. Таможенный орган не обосновал и не представил доказательств того, что машина, ввезенная заявителем, может быть отнесена к тракторам.
Статья: К вопросу о подготовке новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации в современных условиях
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<63> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTp_2020-2022.pdf (дата обращения: 07.11.2021).
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<63> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTp_2020-2022.pdf (дата обращения: 07.11.2021).
Статья: Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Излишне взысканный утилизационный сбор возникает в связи с тем, что работники таможни руководствуются кодами, которые содержатся в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) <5>.
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Излишне взысканный утилизационный сбор возникает в связи с тем, что работники таможни руководствуются кодами, которые содержатся в Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) <5>.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Действительно, опасения Минфина РФ не являются беспочвенными, поскольку доля неналоговых экологических платежей (к которым Счетная палата Российской Федерации относит плату за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и утилизационный сборы <10>) в общем объеме неналоговых доходов в 2020 г. составила 8% (что в 2 раза выше по сравнению с соответствующими неналоговыми доходами за период с 2017 г. <11>).
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Действительно, опасения Минфина РФ не являются беспочвенными, поскольку доля неналоговых экологических платежей (к которым Счетная палата Российской Федерации относит плату за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и утилизационный сборы <10>) в общем объеме неналоговых доходов в 2020 г. составила 8% (что в 2 раза выше по сравнению с соответствующими неналоговыми доходами за период с 2017 г. <11>).
Статья: Законные и публичные интересы в административном судопроизводстве в России: проблемы толкования
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Рассматривая сферу административного судопроизводства, допустимо привести пример, связанный с особенностями налогообложения при взимании утилизационного сбора. В деле о признании частично недействующим пункта 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора истец усматривает нарушение своих прав и законных интересов в том, что оспариваемые положения были применены к нему с нарушением норм материального права, что повлекло за собой нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации принципов равенства и справедливости налогообложения, применимых и к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору <24>. В данном случае речь идет о гарантированных законом правах и законных интересах субъекта в сфере справедливости налогообложения.
(Павлова М.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 5)Рассматривая сферу административного судопроизводства, допустимо привести пример, связанный с особенностями налогообложения при взимании утилизационного сбора. В деле о признании частично недействующим пункта 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора истец усматривает нарушение своих прав и законных интересов в том, что оспариваемые положения были применены к нему с нарушением норм материального права, что повлекло за собой нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации принципов равенства и справедливости налогообложения, применимых и к обязательным публичным (фискальным) платежам, в том числе к утилизационному сбору <24>. В данном случае речь идет о гарантированных законом правах и законных интересах субъекта в сфере справедливости налогообложения.
Статья: Автомобильные года - богатство или нет при расчете транспортного налога
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Заметим также, что год выпуска авто - один из показателей, участвующих в определении размера утилизационного сбора <15>. Утилизационный сбор нужно платить, если вы ввозите или приобретаете ТС, по которому сбор не уплачен <16>. Его размер рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, который дифференцируется по возрасту авто: для новых ТС (моложе 3 лет) и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 19)Заметим также, что год выпуска авто - один из показателей, участвующих в определении размера утилизационного сбора <15>. Утилизационный сбор нужно платить, если вы ввозите или приобретаете ТС, по которому сбор не уплачен <16>. Его размер рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, который дифференцируется по возрасту авто: для новых ТС (моложе 3 лет) и транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
Статья: Судебная практика по делам, связанным с администрированием таможенных платежей
(Ягофарова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)Верховный Суд РФ также обратил внимание на то, что утилизационный сбор относится к категории платежей, администрируемых таможенными органами Российской Федерации, а в отношении подобных платежей законодателем предусмотрена обязанность по выплате компенсации (процентов) за необоснованное изъятие у юридического лица денежных средств, учитывая, что таможней возврат излишне взысканных с общества таможенных платежей производился не в рамках процедуры, урегулированной Порядком возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора, а в рамках исполнительного производства, на основании вступивших в законную силу судебных актов <15>.
(Ягофарова И.А.)
("Российский судья", 2022, N 3)Верховный Суд РФ также обратил внимание на то, что утилизационный сбор относится к категории платежей, администрируемых таможенными органами Российской Федерации, а в отношении подобных платежей законодателем предусмотрена обязанность по выплате компенсации (процентов) за необоснованное изъятие у юридического лица денежных средств, учитывая, что таможней возврат излишне взысканных с общества таможенных платежей производился не в рамках процедуры, урегулированной Порядком возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора, а в рамках исполнительного производства, на основании вступивших в законную силу судебных актов <15>.