Утилизация алкогольной продукции
Подборка наиболее важных документов по запросу Утилизация алкогольной продукции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 N 13АП-35077/2023 по делу N А56-63739/2023
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба в связи с причинением вреда.
Обстоятельства: Имуществу истца нанесен материальный ущерб вследствие залива помещения в результате прорыва транзитной трубы горячего водоснабжения общедомовой коммуникации, ответственность за содержание которой несет ответчик как управляющая компания.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о том, что акт об утилизации алкогольной продукции от 13.07.2023 не подтверждает ее фактическую утилизацию, о том, что ненадлежащий товарный вид бутылок мог быть таким изначально и не мог отразиться на их содержании - спиртных напитках, подлежит отклонению.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба в связи с причинением вреда.
Обстоятельства: Имуществу истца нанесен материальный ущерб вследствие залива помещения в результате прорыва транзитной трубы горячего водоснабжения общедомовой коммуникации, ответственность за содержание которой несет ответчик как управляющая компания.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика о том, что акт об утилизации алкогольной продукции от 13.07.2023 не подтверждает ее фактическую утилизацию, о том, что ненадлежащий товарный вид бутылок мог быть таким изначально и не мог отразиться на их содержании - спиртных напитках, подлежит отклонению.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Обладатель лицензии оспаривает отказ во внесении изменений в реестр лицензий (переоформлении, продлении лицензии)
(КонсультантПлюс, 2025)доказано, что Обладатель лицензии на закупку, хранение и поставку алкоголя имеет уставный капитал не меньше 10 миллионов рублей (в том числе, когда он внесен лицом, действующим на основании доверенности)
(КонсультантПлюс, 2025)доказано, что Обладатель лицензии на закупку, хранение и поставку алкоголя имеет уставный капитал не меньше 10 миллионов рублей (в том числе, когда он внесен лицом, действующим на основании доверенности)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при реализации являющихся федеральной собственностью лома и отходов черных металлов, полученных в результате работ по утилизации оборудования, также являющегося федеральной собственностью.
(Письмо ФНС России от 27.03.2023 N СД-4-3/3610@)Как следует из запроса, Общество является исполнителем по государственному контракту, заключенному с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, действующей от имени Российской Федерации. В рамках исполнения указанного государственного контракта Общество осуществляет выполнение работ по утилизации изъятого или конфискованного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). В результате выполнения работ по утилизации технологического оборудования образуются продукты утилизации, а именно - лом цветных и черных металлов, которые Общество планирует реализовывать третьему лицу на основании договора поставки лома и отходов черных металлов. При этом утилизируемое технологическое оборудование, а также полученные в результате выполнения работ продукты утилизации являются государственной собственностью.
(Письмо ФНС России от 27.03.2023 N СД-4-3/3610@)Как следует из запроса, Общество является исполнителем по государственному контракту, заключенному с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, действующей от имени Российской Федерации. В рамках исполнения указанного государственного контракта Общество осуществляет выполнение работ по утилизации изъятого или конфискованного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). В результате выполнения работ по утилизации технологического оборудования образуются продукты утилизации, а именно - лом цветных и черных металлов, которые Общество планирует реализовывать третьему лицу на основании договора поставки лома и отходов черных металлов. При этом утилизируемое технологическое оборудование, а также полученные в результате выполнения работ продукты утилизации являются государственной собственностью.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Надо ли восстанавливать "входной" НДС, если товар изъят из оборота или уничтожен по решению госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Если алкогольная продукция на основании указанного Письма изъята из оборота правоохранительными органами для утилизации и в дальнейшем не может быть использована для осуществления облагаемых НДС операций, суммы НДС, принятые к вычету при ввозе алкогольной продукции на территорию РФ, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Сделать это необходимо в том периоде, в котором произошло изъятие продукции.
Надо ли восстанавливать "входной" НДС, если товар изъят из оборота или уничтожен по решению госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Если алкогольная продукция на основании указанного Письма изъята из оборота правоохранительными органами для утилизации и в дальнейшем не может быть использована для осуществления облагаемых НДС операций, суммы НДС, принятые к вычету при ввозе алкогольной продукции на территорию РФ, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Сделать это необходимо в том периоде, в котором произошло изъятие продукции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)22) уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в федеральный орган по контролю и надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Формат уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции устанавливается федеральным органом по контролю и надзору. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)22) уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в федеральный орган по контролю и надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Формат уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции устанавливается федеральным органом по контролю и надзору. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Статья: Сложности обращения с автомобилями по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171.3 УК
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Законность", 2021, N 5)<3> Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171) и Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027).
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Законность", 2021, N 5)<3> Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171) и Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 1027).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Нужно ли восстанавливать НДС при списании ТМЦ (в случае брака, утраты из-за пожара, кражи и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС согласился с выводами нижестоящих судов о том, что законодательство о налогах и сборах не обязывает налогоплательщика, утилизировавшего в связи с непринятием поставщиком для перемаркировки ввезенную на территорию РФ алкогольную продукцию, которая была уничтожена в результате пожара, восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету.
Нужно ли восстанавливать НДС при списании ТМЦ (в случае брака, утраты из-за пожара, кражи и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)ФАС согласился с выводами нижестоящих судов о том, что законодательство о налогах и сборах не обязывает налогоплательщика, утилизировавшего в связи с непринятием поставщиком для перемаркировки ввезенную на территорию РФ алкогольную продукцию, которая была уничтожена в результате пожара, восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычету.
Вопрос: Необходимо ли переоформлять действующую лицензию организации в случае изменения вида продукции в связи со вступлением в силу технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018 (если алкогольная продукция станет относиться к другой категории)?
("Официальный сайт Росалкогольтабакконтроля", 2023)Вступающий в действие с 9 января 2021 года технический регламент ТР ЕАЭС 047/2018 устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств - членов Союза требования к алкогольной продукции, выпускаемой в обращение на территориях государств - членов Союза, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения (пункт 1 технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018).
("Официальный сайт Росалкогольтабакконтроля", 2023)Вступающий в действие с 9 января 2021 года технический регламент ТР ЕАЭС 047/2018 устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств - членов Союза требования к алкогольной продукции, выпускаемой в обращение на территориях государств - членов Союза, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения ее свободного перемещения (пункт 1 технического регламента ТР ЕАЭС 047/2018).
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Статья: Установлены особенности реализации алкоголя в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство этилового спирта при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство этилового спирта при отсутствии технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях
Последние изменения: Бухгалтерский и налоговый учет брака в производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно обращению в ведомство оборот неверно маркированной алкогольной продукции (например, акцизные марки не читаются) по законодательству запрещен. Такая продукция должна быть утилизирована. Минфин России разъяснил: если закон обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то они не могут рассматриваться как экономически необоснованные.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно обращению в ведомство оборот неверно маркированной алкогольной продукции (например, акцизные марки не читаются) по законодательству запрещен. Такая продукция должна быть утилизирована. Минфин России разъяснил: если закон обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то они не могут рассматриваться как экономически необоснованные.