Уточнение налогового периода в платежном поручении
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение налогового периода в платежном поручении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году обратилось в инспекцию с заявлением об уточнении платежей по НДФЛ, перечисленных в 2015 году, изменив налоговый период на 2018 год. Инспекция отказала, указав на истечение трехлетнего срока с даты платежей. Общество обжаловало в суд бездействие инспекции, отметив, что в момент возникновения права на уточнение платежей п. 7 ст. 45 НК РФ не содержал условий об ограничении права на уточнение реквизитов платежных поручений тремя годами с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Отсутствие у общества в 2015 году обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ за 2018 год исключает возможность оформления в 2015 году платежных поручений с налоговым периодом 2018 год, следовательно, заявление общества об уточнении платежей не является заявлением об устранении ошибок, а фактически направлено на зачет переплаты по налогу в счет исполнения обязательств в предстоящие периоды. Учитывая характер испрашиваемых исправлений (изменения периода платежа), не являющихся исправлениями ошибок, допущенных при оформлении платежных поручений, в данном случае подлежит применению ст. 78 НК РФ о порядке проведения зачета, а не п. 7 ст. 45 НК РФ об исправлении ошибки, допущенной при оформлении платежного поручения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество в 2020 году обратилось в инспекцию с заявлением об уточнении платежей по НДФЛ, перечисленных в 2015 году, изменив налоговый период на 2018 год. Инспекция отказала, указав на истечение трехлетнего срока с даты платежей. Общество обжаловало в суд бездействие инспекции, отметив, что в момент возникновения права на уточнение платежей п. 7 ст. 45 НК РФ не содержал условий об ограничении права на уточнение реквизитов платежных поручений тремя годами с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Отсутствие у общества в 2015 году обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ за 2018 год исключает возможность оформления в 2015 году платежных поручений с налоговым периодом 2018 год, следовательно, заявление общества об уточнении платежей не является заявлением об устранении ошибок, а фактически направлено на зачет переплаты по налогу в счет исполнения обязательств в предстоящие периоды. Учитывая характер испрашиваемых исправлений (изменения периода платежа), не являющихся исправлениями ошибок, допущенных при оформлении платежных поручений, в данном случае подлежит применению ст. 78 НК РФ о порядке проведения зачета, а не п. 7 ст. 45 НК РФ об исправлении ошибки, допущенной при оформлении платежного поручения.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, не вправе уточнить основание и тип платежа
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
Статья: Налоговые последствия уплаты налога третьим лицом
(Гришина О.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 4)Кроме того, лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Это следует из содержания абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ.
(Гришина О.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 4)Кроме того, лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Это следует из содержания абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/731@
(ред. от 23.12.2020)
"Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 N 45952)"Статус плательщика", "Сумма" (заполняется только в случае уточнения части суммы платежного поручения на общую сумму), "КБК", "ОКТМО", "Основание платежа", "Налоговый период", "Номер документа основания платежа", "Дата документа основания платежа", "Наименование получателя" и "N счета получателя" - указываются только те реквизиты, которые подлежат уточнению в соответствии с причиной уточнения. В незаполненных полях проставляется прочерк "-";
(ред. от 23.12.2020)
"Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 N 45952)"Статус плательщика", "Сумма" (заполняется только в случае уточнения части суммы платежного поручения на общую сумму), "КБК", "ОКТМО", "Основание платежа", "Налоговый период", "Номер документа основания платежа", "Дата документа основания платежа", "Наименование получателя" и "N счета получателя" - указываются только те реквизиты, которые подлежат уточнению в соответствии с причиной уточнения. В незаполненных полях проставляется прочерк "-";
Распоряжение ФНС России от 31.08.2018 N 214@
(ред. от 16.11.2020)
"Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"Бланк налогового органа ФИО налогоплательщика
(ред. от 16.11.2020)
"Об утверждении Временного порядка взаимодействия структурных подразделений территориальных органов ФНС России при обработке в системе электронного документооборота формализованных обращений граждан, направленных через интернет-сервис "Обратиться в ФНС России"Бланк налогового органа ФИО налогоплательщика