Уточненная декларация после акта налоговой проверки

Подборка наиболее важных документов по запросу Уточненная декларация после акта налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган установил наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды обществом. Налогоплательщик считал, что налоговый орган должен был определить действительный объем налоговых обязательств общества в проверяемый период путем проведения "налоговой реконструкции" с учетом представленных в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций. По мнению налоговой инспекции, налоговый орган, которому не представлены налогоплательщиком налоговые регистры к уточненным налоговым декларациям, лишен возможности исследовать вопрос правильности произведенных заявителем расчетов и обоснованности уменьшения доходов и расходов. Суд поддержал позицию налогового органа и указал, что налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он претендует на уменьшение налогового бремени, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия. Также суд отметил, что уточненные налоговые декларации были представлены после составления акта налоговой проверки, поэтому налоговый орган был вправе их не учитывать при вынесении решения.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком формального документооборота с контрагентом и необоснованном принятии к вычету НДС, что нашло отражение в акте проверки. После получения акта общество подало уточненную налоговую декларацию, в которой исключило операции с этим контрагентом и отразило операции с другим обществом, по которым ранее не заявляло вычетов. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган не производил доначисление налога, пени, штрафа. Налогоплательщик оспорил вынесенное по результатам выездной налоговой проверки решение. Суд указал, что в соответствии с положениями ст. ст. 89, 101 НК РФ налоговый орган вправе, но не обязан учитывать факты подачи уточненных налоговых деклараций налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки. При этом за инспекцией сохраняется право проведения дальнейших контрольных мероприятий в отношении полученных данных из уточненных деклараций в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки либо проведения повторной выездной налоговой проверки. Выбор формы контрольных мероприятий остается на усмотрение налогового органа. В решении, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, налоговый орган указал, что уточненная декларация будет проверена в рамках камеральной проверки. Исключая налоговые вычеты по одному из контрагентов при подаче уточненной налоговой декларации, налогоплательщик тем самым фактически признал правомерность выводов налогового органа о нереальности его операций с данным контрагентом. Суд отказал в признании недействительным решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, поскольку налогоплательщик не представил доказательств, подтверждающих наличие реального нарушения его прав и законных интересов в результате принятия решения, которым на него не возложены какие-либо обязанности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамЗаметим, что по смыслу тех же Писем ФНС России считает допустимым аналогичный порядок действий и в ситуациях, когда уточненная декларация (расчет) представлена после составления акта, если это случилось до его вручения (направления) налогоплательщику. Так, налоговая служба указывает на право инспекции в рассматриваемой ситуации не вручать (не направлять) данный акт (Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (п. 3.7), от 21.11.2012 N АС-4-2/19576@ (п. 3)). Однако в этой части позиция ФНС России менялась. В более позднем Письме ФНС России от 20.11.2015 N ЕД-4-15/20327, разъясняющем последствия подачи уточненной декларации после составления акта по итогам камеральной проверки по ранее представленной декларации, даны несколько иные разъяснения. Далее мы их рассмотрим.
Статья: Последствия подачи "уточненки" после составления акта камеральной проверки предыдущей отчетности
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)
Таким образом, при представлении налогоплательщиком "уточненки" после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют и, соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные Налоговым кодексом решения.