Увеличение нормы расхода топлива
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение нормы расхода топлива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Положение о нормировании горюче-смазочных материалов (ГСМ) в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Повышение и снижение базовых норм расхода топлива
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Повышение и снижение базовых норм расхода топлива
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 N 88-22403/2024 (УИД 56RS0041-01-2023-000198-21)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Ответственность ответчика по договору ОСАГО на момент ДТП не была застрахована, что делает невозможным получение истцом возмещения ущерба за счет страховщика и соответственно возлагает данную обязанность на причинителя.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Также суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с п. 5.8 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работник использует для служебных поездок личный автомобиль марки Форд Фокус, <данные изъяты>, а работодатель оплачивает работнику 700 рублей в месяц за его использование, заправка производится работодателем в соответствии с данными путевых листов исходя из установленных изготовителем норм расхода топлива. При этом по дополнительному соглашению к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячный компенсации увеличен до 2 100 рублей. Также подтвержден факт выплаты данной компенсации. В подтверждения выполнения задания работодателя в момент ДТП ответчиком представлен путевой лист N от ДД.ММ.ГГГГ выданный ФИО3 работодателем ООО "Мель-Фонд", где указано время выезда с гаража 9:00, возвращение в гараж 16:00, показатели спидометра и марка автомобиля.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Ответственность ответчика по договору ОСАГО на момент ДТП не была застрахована, что делает невозможным получение истцом возмещения ущерба за счет страховщика и соответственно возлагает данную обязанность на причинителя.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Также суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с п. 5.8 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работник использует для служебных поездок личный автомобиль марки Форд Фокус, <данные изъяты>, а работодатель оплачивает работнику 700 рублей в месяц за его использование, заправка производится работодателем в соответствии с данными путевых листов исходя из установленных изготовителем норм расхода топлива. При этом по дополнительному соглашению к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячный компенсации увеличен до 2 100 рублей. Также подтвержден факт выплаты данной компенсации. В подтверждения выполнения задания работодателя в момент ДТП ответчиком представлен путевой лист N от ДД.ММ.ГГГГ выданный ФИО3 работодателем ООО "Мель-Фонд", где указано время выезда с гаража 9:00, возвращение в гараж 16:00, показатели спидометра и марка автомобиля.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать расход ГСМ по нормам
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендованные нормы расхода масел (моторного, трансмиссионного и др.) на транспорте установлены Минтрансом России в Методических рекомендациях из расчета на 100 л от нормативного расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендованные нормы расхода масел (моторного, трансмиссионного и др.) на транспорте установлены Минтрансом России в Методических рекомендациях из расчета на 100 л от нормативного расхода топлива. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Статья: Устанавливаем нормы расхода ГСМ для легковушек
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Обращаем внимание, что базовая норма расхода топлива может быть не только увеличена, но и снижена. Скажем, за работу за пределами пригородной зоны снижение возможно до 15% <10>.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Обращаем внимание, что базовая норма расхода топлива может быть не только увеличена, но и снижена. Скажем, за работу за пределами пригородной зоны снижение возможно до 15% <10>.
Нормативные акты
Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р
(ред. от 30.09.2021)
"О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).
(ред. от 30.09.2021)
"О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлив АТС (за исключением автомобилей с тяговым электроприводом) производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в пунктах 5 и 6 настоящих методических рекомендаций в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС).
"Методические рекомендации по бухгалтерскому учету горюче-смазочных материалов в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)3) норма на поездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки). Норма зависит только от полной массы автомобиля.
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)3) норма на поездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки). Норма зависит только от полной массы автомобиля.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2024 N 417 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92"
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Постановлением Правительства РФ от 03.04.2024 N 417 в два раза повышены данные нормы. Причем данный документ имеет обратную силу, т.е. распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Постановлением Правительства РФ от 03.04.2024 N 417 в два раза повышены данные нормы. Причем данный документ имеет обратную силу, т.е. распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Статья: Сотрудники крадут "горючку". Что делать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)К примеру, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств) устанавливает возможность повышения норм при работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)К примеру, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Письмом Минюста России от 21.09.2009 N 03-2609 предписано руководствоваться данным документом в целях организации эксплуатации транспортных средств) устанавливает возможность повышения норм при работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
Типовая ситуация: ГСМ: нормы и учет расходов
(Издательство "Главная книга", 2025)Базовую норму увеличиваем на 55%, получаем - 12,6 л/100 км. Нормативный расход на 203 км - 25,6 л (12,6 л/100 км x 203 км).
(Издательство "Главная книга", 2025)Базовую норму увеличиваем на 55%, получаем - 12,6 л/100 км. Нормативный расход на 203 км - 25,6 л (12,6 л/100 км x 203 км).
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования грузоперевозок автомобильным транспортом
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Важно отметить тот факт, что перевозчики сейчас могут осуществлять свою деятельность не только в виде транспортных компаний, но и как самостоятельные перевозчики, то есть водители, имеющие в своем владении автомобиль и необходимые разрешения на перевозку грузов, что в настоящее время набирает популярность как среди заказчиков, так и среди инвесторов. Терещук М.В. объясняет это тем, что "транспортный бизнес кажется привлекательным лицам, далеким от знания отрасли и рынка автогрузовых услуг, поэтому в него растут инвестиции со стороны грузовладельцев и частных лиц" [2]. Чем это хорошо, так это то, что конкуренция в данном вопросе развивается в положительном темпе и риск возникновения монополий, несмотря на наличие лидирующих участников этого рынка, имеет тенденцию к снижению. При всем при том "от уровня качественных показателей зависит дальнейшее развитие грузовых перевозок автомобильного транспорта в современных условиях" [3]. Поэтому важно помнить о том, что таких перевозчиков стоит всячески поддерживать, регулярно оптимизируя законодательство в отношении их прав и обязанностей под современные правовые реалии, предоставляя возможности развития на рынке. Однако, учитывая вышесказанное, стоит отметить, что вопрос развития малых транспортных предприятий порождает проблему неправильной эксплуатации транспортных средств и их несоответствия нормам технического состояния ввиду ограниченного количества автотранспорта во владении и затрат на обслуживание. Для понимания представим автомобиль массой 1 000 килограммов, у которого смешанный расход будет составлять 6 литров на 100 километров. В нее загрузили груз весом 200 килограммов, то есть фактическая масса автомобиля стала 1 200 килограммов. Как известно, чем тяжелее тело, тем больше усилий прикладывается, и, соответственно, тем больше энергии затрачивается на поднятие или передвижение тела. Значит, расход топлива в нашем примере также будет увеличиваться прямо пропорционально росту массы автомобиля, так как двигателю нужно будет больше энергии, чтобы привести автомобиль в движение, что в конечном счете ведет к дополнительным расходам на топливо. Данная зависимость также сказывается на повышенной нагрузке на системы автомобиля, в частности на его ходовую часть и двигатель, что приводит к более быстрому износу деталей, а соответственно - к их скорой замене, из-за чего владелец обязан будет провести помимо планового дополнительное техническое обслуживание, чтобы обеспечивать работоспособность техники, а это дополнительные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с нормами законодательства. Отсюда делается микровывод о том, что пользование автотранспортом предполагает регулярные финансовые расходы, включающие как функциональные, так и технические.
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Важно отметить тот факт, что перевозчики сейчас могут осуществлять свою деятельность не только в виде транспортных компаний, но и как самостоятельные перевозчики, то есть водители, имеющие в своем владении автомобиль и необходимые разрешения на перевозку грузов, что в настоящее время набирает популярность как среди заказчиков, так и среди инвесторов. Терещук М.В. объясняет это тем, что "транспортный бизнес кажется привлекательным лицам, далеким от знания отрасли и рынка автогрузовых услуг, поэтому в него растут инвестиции со стороны грузовладельцев и частных лиц" [2]. Чем это хорошо, так это то, что конкуренция в данном вопросе развивается в положительном темпе и риск возникновения монополий, несмотря на наличие лидирующих участников этого рынка, имеет тенденцию к снижению. При всем при том "от уровня качественных показателей зависит дальнейшее развитие грузовых перевозок автомобильного транспорта в современных условиях" [3]. Поэтому важно помнить о том, что таких перевозчиков стоит всячески поддерживать, регулярно оптимизируя законодательство в отношении их прав и обязанностей под современные правовые реалии, предоставляя возможности развития на рынке. Однако, учитывая вышесказанное, стоит отметить, что вопрос развития малых транспортных предприятий порождает проблему неправильной эксплуатации транспортных средств и их несоответствия нормам технического состояния ввиду ограниченного количества автотранспорта во владении и затрат на обслуживание. Для понимания представим автомобиль массой 1 000 килограммов, у которого смешанный расход будет составлять 6 литров на 100 километров. В нее загрузили груз весом 200 килограммов, то есть фактическая масса автомобиля стала 1 200 килограммов. Как известно, чем тяжелее тело, тем больше усилий прикладывается, и, соответственно, тем больше энергии затрачивается на поднятие или передвижение тела. Значит, расход топлива в нашем примере также будет увеличиваться прямо пропорционально росту массы автомобиля, так как двигателю нужно будет больше энергии, чтобы привести автомобиль в движение, что в конечном счете ведет к дополнительным расходам на топливо. Данная зависимость также сказывается на повышенной нагрузке на системы автомобиля, в частности на его ходовую часть и двигатель, что приводит к более быстрому износу деталей, а соответственно - к их скорой замене, из-за чего владелец обязан будет провести помимо планового дополнительное техническое обслуживание, чтобы обеспечивать работоспособность техники, а это дополнительные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации транспортного средства в соответствии с нормами законодательства. Отсюда делается микровывод о том, что пользование автотранспортом предполагает регулярные финансовые расходы, включающие как функциональные, так и технические.
Статья: Списание ГСМ в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 3)- списано топливо, израсходованное сверх норм;
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 3)- списано топливо, израсходованное сверх норм;
Статья: Из зала суда: о применении нормы расхода топлив Минтранса
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Повышают нормы расхода топлива и при работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, в зависимости от высоты над уровнем моря.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Повышают нормы расхода топлива и при работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, в зависимости от высоты над уровнем моря.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)При этом можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик или из-за изношенности двигателя автомобиля).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)При этом можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик или из-за изношенности двигателя автомобиля).
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Для того чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Для того чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, организации достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя. При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, организация может учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.