Увеличение объема работ ГК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение объема работ ГК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 743 "Техническая документация и смета" ГК РФ"По смыслу статьи 743 ГК РФ, статьи 8 и части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение условия об авансе в контракте по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)...суды пришли к обоснованному выводу, что изменение сторонами условия муниципального контракта... о порядке оплаты работ, содержащегося как в извещениях о проведении открытого аукциона в электронной форме, так и в аукционной документации, после заключения муниципального контракта является нарушением предусмотренного Законом о контрактной системе запрета на изменение условий контракта в отсутствие исключительных случаев, прямо предусмотренных положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ, тем самым признали оспариваемое соглашение недействительным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ...
(КонсультантПлюс, 2024)...суды пришли к обоснованному выводу, что изменение сторонами условия муниципального контракта... о порядке оплаты работ, содержащегося как в извещениях о проведении открытого аукциона в электронной форме, так и в аукционной документации, после заключения муниципального контракта является нарушением предусмотренного Законом о контрактной системе запрета на изменение условий контракта в отсутствие исключительных случаев, прямо предусмотренных положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ, тем самым признали оспариваемое соглашение недействительным на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Однако к этому перечню необходимо подходить внимательно. Так, учитывая особенности выполнения подрядных работ, в ходе которых могут быть выявлены новые обстоятельства, от которых зависит достижение результата работ, Верховный Суд в 2017 году занял позицию взвешенного применения правил ст. 95 Закона о контрактной системе с положениями ст. 743 ГК РФ. Увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены те работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата <95>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Однако к этому перечню необходимо подходить внимательно. Так, учитывая особенности выполнения подрядных работ, в ходе которых могут быть выявлены новые обстоятельства, от которых зависит достижение результата работ, Верховный Суд в 2017 году занял позицию взвешенного применения правил ст. 95 Закона о контрактной системе с положениями ст. 743 ГК РФ. Увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены те работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата <95>.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В ходе исполнения таких контрактов условия соглашения зачастую требуется изменять: не приступив к ремонту, строительству, невозможно с точностью до действия предусмотреть объем работ и с точностью до копейки рассчитать финальную стоимость. По этой причине в 2017 г. Верховный Суд РФ разъяснил <8>, что, несмотря на наличие императивной нормы закона о недопустимости изменения контракта в части увеличения объема или стоимости работ более чем на 10%, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ. Это обусловливает приоритетное применение норм ст. 743 ГК РФ: увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата. Данные случаи носят исключительный характер. При рассмотрении споров помимо названных обстоятельств суды также исследуют поведение подрядчика, заказчика - являлось ли оно добросовестным при проведении закупки и согласовании дополнительных работ <9>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В ходе исполнения таких контрактов условия соглашения зачастую требуется изменять: не приступив к ремонту, строительству, невозможно с точностью до действия предусмотреть объем работ и с точностью до копейки рассчитать финальную стоимость. По этой причине в 2017 г. Верховный Суд РФ разъяснил <8>, что, несмотря на наличие императивной нормы закона о недопустимости изменения контракта в части увеличения объема или стоимости работ более чем на 10%, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ. Это обусловливает приоритетное применение норм ст. 743 ГК РФ: увеличение дополнительных работ свыше 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены работы, которые, исходя из информации, имеющейся на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам, или продолжать уже начатые, или ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата. Данные случаи носят исключительный характер. При рассмотрении споров помимо названных обстоятельств суды также исследуют поведение подрядчика, заказчика - являлось ли оно добросовестным при проведении закупки и согласовании дополнительных работ <9>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
(ред. от 24.07.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Возражая по иску, банк сослался на изменение условий основного обязательства после выдачи гарантии без согласия гаранта - увеличение объема и стоимости работ по обеспеченному гарантией договору подряда дополнительными соглашениями, заключенными бенефициаром и принципалом. Это, по мнению гаранта, повлекло увеличение его ответственности ввиду возрастания риска предъявления требования о платеже по гарантии и, как следствие, прекращение обязательств гаранта.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)Возражая по иску, банк сослался на изменение условий основного обязательства после выдачи гарантии без согласия гаранта - увеличение объема и стоимости работ по обеспеченному гарантией договору подряда дополнительными соглашениями, заключенными бенефициаром и принципалом. Это, по мнению гаранта, повлекло увеличение его ответственности ввиду возрастания риска предъявления требования о платеже по гарантии и, как следствие, прекращение обязательств гаранта.