Увеличение пенсионного возраста медикам
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение пенсионного возраста медикам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Одним из наиболее актуальных вопросов реализации гражданами права на пенсию стало в последние годы повышение пенсионного возраста. В этом смысле, с одной стороны, многие основания досрочного назначения страховых пенсий по старости не были затронуты указанными изменениями. Так, медицинские работники, осуществляющие свою деятельность по профессиям, должностям, специальностям, указанным в Списках 1 и 2, по-прежнему приобретают право на страховую пенсию по старости в определенном возрасте (эти показатели не были изменены). Однако для большинства медицинских работников была установлена своего рода отсрочка реализации права на досрочное пенсионное обеспечение. Как уже было отмечено, страховая пенсия по старости назначается им не раньше сроков, установленных Законом 400-ФЗ. В 2023 г. и в последующем такая "отсрочка" составляет не менее 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости по ранее действовавшему законодательству (по состоянию на 31.12.2018).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Одним из наиболее актуальных вопросов реализации гражданами права на пенсию стало в последние годы повышение пенсионного возраста. В этом смысле, с одной стороны, многие основания досрочного назначения страховых пенсий по старости не были затронуты указанными изменениями. Так, медицинские работники, осуществляющие свою деятельность по профессиям, должностям, специальностям, указанным в Списках 1 и 2, по-прежнему приобретают право на страховую пенсию по старости в определенном возрасте (эти показатели не были изменены). Однако для большинства медицинских работников была установлена своего рода отсрочка реализации права на досрочное пенсионное обеспечение. Как уже было отмечено, страховая пенсия по старости назначается им не раньше сроков, установленных Законом 400-ФЗ. В 2023 г. и в последующем такая "отсрочка" составляет не менее 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости по ранее действовавшему законодательству (по состоянию на 31.12.2018).
Статья: Принцип уважения человека труда и его реализация в нормах института трудового стажа
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В связи с выделенной особенностью специального страхового стажа необходимо отметить, что для некоторых видов досрочных страховых пенсий по старости в связи с длительной профессиональной деятельностью традиционным являлось их назначение вне зависимости от возраста. Иначе говоря, до некоторого времени можно было вести речь о существовании принципа достаточности одного юридического факта - наличия длительного профессионального стажа (простого юридического состава) для определения права на досрочную страховую пенсию по старости педагогам, медикам и некоторым творческим работникам (п. 19, 20, 21 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ). Однако с 2019 г. в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста в Закон о страховых пенсиях внесены изменения, согласно которым помимо наличия специального страхового стажа определенной продолжительности (педагогической, медицинской, творческой деятельности) законодатель установил наличие дополнительного условия - срока назначения досрочной страховой пенсии по старости (см. приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ). Иными словами, фактически установлен отложенный период выхода на досрочную страховую пенсию по старости для вышеперечисленных категорий их получателей - год возникновения права на страховую пенсию по старости в зависимости от наличия требуемого профессионального стажа фиксируется, и далее прибавляется 5 лет (начиная с 2023 г.). Тем самым введение отложенного выхода на пенсию по старости для педагогов, медиков и творческих работников, традиционно назначаемую независимо от возраста, фактически нивелирует значение досрочной пенсии для этих работников, установление которой обусловлено их ранним профессиональным выгоранием.
(Корсаненкова Ю.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В связи с выделенной особенностью специального страхового стажа необходимо отметить, что для некоторых видов досрочных страховых пенсий по старости в связи с длительной профессиональной деятельностью традиционным являлось их назначение вне зависимости от возраста. Иначе говоря, до некоторого времени можно было вести речь о существовании принципа достаточности одного юридического факта - наличия длительного профессионального стажа (простого юридического состава) для определения права на досрочную страховую пенсию по старости педагогам, медикам и некоторым творческим работникам (п. 19, 20, 21 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ). Однако с 2019 г. в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста в Закон о страховых пенсиях внесены изменения, согласно которым помимо наличия специального страхового стажа определенной продолжительности (педагогической, медицинской, творческой деятельности) законодатель установил наличие дополнительного условия - срока назначения досрочной страховой пенсии по старости (см. приложение N 7 к Закону N 400-ФЗ). Иными словами, фактически установлен отложенный период выхода на досрочную страховую пенсию по старости для вышеперечисленных категорий их получателей - год возникновения права на страховую пенсию по старости в зависимости от наличия требуемого профессионального стажа фиксируется, и далее прибавляется 5 лет (начиная с 2023 г.). Тем самым введение отложенного выхода на пенсию по старости для педагогов, медиков и творческих работников, традиционно назначаемую независимо от возраста, фактически нивелирует значение досрочной пенсии для этих работников, установление которой обусловлено их ранним профессиональным выгоранием.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П
"По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан"Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
"По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан"Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Статья: Проблема "безбилетника" в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать?
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Наконец, за "проблему безбилетника" расплачивается и население в целом. Ограничивающая доходы системы социального страхования, "проблема безбилетника" представляется важной причиной не только сокращения доступности и качества социальных гарантий (повышение пенсионного возраста, рост платности в здравоохранении и не соответствующий реальной стоимости жизни размер социальных пособий), но и того факта, что ряд важных для населения "классических" программ социального страхования не был создан в России вообще (например, лекарственное страхование в ОМС, страхование ухода в случае инвалидности и в старости, страхование ответственности медицинских работников) или их пришлось закрыть, заменив социальной защитой, финансируемой из бюджета, например страхование безработицы.
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Наконец, за "проблему безбилетника" расплачивается и население в целом. Ограничивающая доходы системы социального страхования, "проблема безбилетника" представляется важной причиной не только сокращения доступности и качества социальных гарантий (повышение пенсионного возраста, рост платности в здравоохранении и не соответствующий реальной стоимости жизни размер социальных пособий), но и того факта, что ряд важных для населения "классических" программ социального страхования не был создан в России вообще (например, лекарственное страхование в ОМС, страхование ухода в случае инвалидности и в старости, страхование ответственности медицинских работников) или их пришлось закрыть, заменив социальной защитой, финансируемой из бюджета, например страхование безработицы.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Однако повышение общеустановленного пенсионного возраста не повлекло пересмотра досрочных пенсионных возрастов (за исключением одной ситуации, которую мы рассмотрим ниже), что нельзя признать ни справедливым с правовой точки зрения, ни оправданным в социально-экономическом отношении.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Однако повышение общеустановленного пенсионного возраста не повлекло пересмотра досрочных пенсионных возрастов (за исключением одной ситуации, которую мы рассмотрим ниже), что нельзя признать ни справедливым с правовой точки зрения, ни оправданным в социально-экономическом отношении.