Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 23 "Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство" Федерального закона "О статусе военнослужащих""Между тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С.В.Г., обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, обеспечен таковым по месту прохождения военной службы в <адрес>, а поэтому запрет, предусмотренный п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на увольнение военнослужащих без их согласия до предоставления жилых помещений или жилищной субсидии на административного истца, вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не распространяется."
Кассационное определение Кассационного военного суда от 26.05.2022 N 88а-1062/2022 по делу N 2а-247/2021
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава.
Обстоятельства: Приказы об увольнении истца и исключении из списков личного состава нарушили установленные социальные гарантии на запрет увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие согласия военнослужащего.
Решение: Удовлетворено.Окружной военный суд с указанным выводом не согласился, отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. При этом суд обоснованно учел, что оспоренные Сердюком приказы противоречили положениям действующего законодательства и нарушали установленные социальные гарантии на запрет увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие согласия военнослужащего. При этом окружной военный суд правомерно указал, что ненадлежащая организация взаимодействия между командованием и жилищным органом не может являться основанием для нарушения прав и законных интересов С.А.П.а.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: Об оспаривании увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава.
Обстоятельства: Приказы об увольнении истца и исключении из списков личного состава нарушили установленные социальные гарантии на запрет увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие согласия военнослужащего.
Решение: Удовлетворено.Окружной военный суд с указанным выводом не согласился, отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. При этом суд обоснованно учел, что оспоренные Сердюком приказы противоречили положениям действующего законодательства и нарушали установленные социальные гарантии на запрет увольнения с военной службы до обеспечения жилым помещением в отсутствие согласия военнослужащего. При этом окружной военный суд правомерно указал, что ненадлежащая организация взаимодействия между командованием и жилищным органом не может являться основанием для нарушения прав и законных интересов С.А.П.а.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение военнослужащих. Анализ важных споров
(Сиражетдинова О.)
("Трудовое право", 2020, N 2)Одним из актуальных вопросов является обеспечение жилищных прав лиц, уволенных с военной службы. Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Кассационном определении от 18 августа 2016 г. N 210-КГ16-17, толкуя положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указала, что Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы. Высшая судебная инстанция сделала следующий вывод: закон (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) устанавливает запрет на увольнение граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном государственном органе, а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено. Кроме того, данное положение Закона подлежит применению в зависимости от уровня обеспеченности военнослужащего жильем. Гарантированное сохранение за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения его жильем в установленных Законом формах и порядке является достаточным основанием для исключения лица, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что непредоставление бывшему военнослужащему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не является препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части. По другому делу об оспаривании бывшим военнослужащим приказа об исключении его из списков личного состава до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (Кассационное определение от 1 октября 2015 г. N 208-КГ15-6) подтвердила устоявшуюся в судебной практике позицию о том, что непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас. Судам необходимо установить возможность проживания военнослужащего в занимаемом жилом помещении. Данная рекомендация ранее была выражена в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуе военнослужащих", согласно которому при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Гарантии сохранения за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения жильем по избранному месту жительства, выражающиеся в том, что данное помещение никому не перераспределялось, в него никто не вселялся и гражданину, уволенному в запас, предложено занять данное жилье, свидетельствуют о соблюдении командованием жилищных прав бывшего военнослужащего. Сдача гражданином, уволенным с военной службы, служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку Закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Таким образом, судам необходимо определять, предполагает ли увольнение с военной службы необходимость освобождения гражданином занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
(Сиражетдинова О.)
("Трудовое право", 2020, N 2)Одним из актуальных вопросов является обеспечение жилищных прав лиц, уволенных с военной службы. Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Кассационном определении от 18 августа 2016 г. N 210-КГ16-17, толкуя положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указала, что Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы. Высшая судебная инстанция сделала следующий вывод: закон (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) устанавливает запрет на увольнение граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном государственном органе, а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено. Кроме того, данное положение Закона подлежит применению в зависимости от уровня обеспеченности военнослужащего жильем. Гарантированное сохранение за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения его жильем в установленных Законом формах и порядке является достаточным основанием для исключения лица, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что непредоставление бывшему военнослужащему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не является препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части. По другому делу об оспаривании бывшим военнослужащим приказа об исключении его из списков личного состава до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (Кассационное определение от 1 октября 2015 г. N 208-КГ15-6) подтвердила устоявшуюся в судебной практике позицию о том, что непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас. Судам необходимо установить возможность проживания военнослужащего в занимаемом жилом помещении. Данная рекомендация ранее была выражена в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуе военнослужащих", согласно которому при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Гарантии сохранения за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения жильем по избранному месту жительства, выражающиеся в том, что данное помещение никому не перераспределялось, в него никто не вселялся и гражданину, уволенному в запас, предложено занять данное жилье, свидетельствуют о соблюдении командованием жилищных прав бывшего военнослужащего. Сдача гражданином, уволенным с военной службы, служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку Закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Таким образом, судам необходимо определять, предполагает ли увольнение с военной службы необходимость освобождения гражданином занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.
Статья: Дифференциация жилищных прав военнослужащих в зависимости от доступной им в соответствии с законодательством формы их реализации
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2020, N 4)Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что недофинансирование данных статей расходов ведет к ежегодному нарастающему увеличению роста очереди на обеспечение жильем и увеличению срока реализации военнослужащими своих жилищных прав и, как следствие, росту социальной напряженности, а также росту расходов на содержание военнослужащих (находящихся в распоряжении), которые подлежат увольнению, но не могут быть уволены без предоставления жилья (жилищной субсидии)".
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2020, N 4)Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что недофинансирование данных статей расходов ведет к ежегодному нарастающему увеличению роста очереди на обеспечение жильем и увеличению срока реализации военнослужащими своих жилищных прав и, как следствие, росту социальной напряженности, а также росту расходов на содержание военнослужащих (находящихся в распоряжении), которые подлежат увольнению, но не могут быть уволены без предоставления жилья (жилищной субсидии)".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Сдача А. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Сдача А. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При разрешении споров о правомерности нахождения военнослужащего на военной службе после истечения срока контракта судам следует исходить из того, что если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением, то при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.) такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище. При совершении в указанный период правонарушения такой военнослужащий в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При разрешении споров о правомерности нахождения военнослужащего на военной службе после истечения срока контракта судам следует исходить из того, что если после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий продолжает прохождение военной службы, например, до обеспечения его жилым помещением, то при отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение с военной службы до обеспечения его жилым помещением (например, при отсутствии рапорта и др.) такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до реализации его права на жилище. При совершении в указанный период правонарушения такой военнослужащий в зависимости от характера и тяжести содеянного подлежит привлечению к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.