В рамках камеральной проверки осмотр проводится в случае
Подборка наиболее важных документов по запросу В рамках камеральной проверки осмотр проводится в случае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Осмотр" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по составлению акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Суд установил, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, которое было направлено обществу по ТКС, но получено им не было. Фактически постановление было вручено директору общества в день проведения осмотра. Директор общества заявил ходатайство о необходимости присутствия юриста при осмотре, что послужило основанием для составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа. Суд указал, что само по себе составление акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица является средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки. Суд пришел к выводу, что действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям НК РФ и не затрагивают права и законные интересы общества, так как не возлагают на общество какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по составлению акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Суд установил, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, которое было направлено обществу по ТКС, но получено им не было. Фактически постановление было вручено директору общества в день проведения осмотра. Директор общества заявил ходатайство о необходимости присутствия юриста при осмотре, что послужило основанием для составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа. Суд указал, что само по себе составление акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица является средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки. Суд пришел к выводу, что действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям НК РФ и не затрагивают права и законные интересы общества, так как не возлагают на общество какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 91 "Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (налогового мониторинга)" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекцией было вынесено постановление о проведении осмотра территории, производственных, складских и прочих помещений, документов и предметов налогоплательщика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекцией было вынесено постановление о проведении осмотра территории, производственных, складских и прочих помещений, документов и предметов налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2019 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 11)Письмо ФНС России от 16.10.2015 N СД-4-3/18072 о том, что для подтверждения выводов о получении проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды инспекции в рамках камеральных налоговых проверок проводят осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, не соответствует действительному смыслу разъясняемых положений закона.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 11)Письмо ФНС России от 16.10.2015 N СД-4-3/18072 о том, что для подтверждения выводов о получении проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды инспекции в рамках камеральных налоговых проверок проводят осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, не соответствует действительному смыслу разъясняемых положений закона.
Готовое решение: Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговой инспекции
(КонсультантПлюс, 2024)мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС.
(КонсультантПлюс, 2024)мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<5> Указывается: "в рамках выездной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в рамках камеральной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 92 Кодекса (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Кодекса".
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<5> Указывается: "в рамках выездной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в рамках камеральной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 92 Кодекса (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Кодекса".
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).