В рамках камеральной проверки осмотр проводится в случае
Подборка наиболее важных документов по запросу В рамках камеральной проверки осмотр проводится в случае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Осмотр" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по составлению акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Суд установил, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, которое было направлено обществу по ТКС, но получено им не было. Фактически постановление было вручено директору общества в день проведения осмотра. Директор общества заявил ходатайство о необходимости присутствия юриста при осмотре, что послужило основанием для составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа. Суд указал, что само по себе составление акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица является средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки. Суд пришел к выводу, что действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям НК РФ и не затрагивают права и законные интересы общества, так как не возлагают на общество какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по составлению акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица. Суд установил, что в рамках камеральной налоговой проверки налоговым органом было вынесено постановление о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, которое было направлено обществу по ТКС, но получено им не было. Фактически постановление было вручено директору общества в день проведения осмотра. Директор общества заявил ходатайство о необходимости присутствия юриста при осмотре, что послужило основанием для составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа. Суд указал, что само по себе составление акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица является средством фиксации обстоятельств, установленных в ходе налоговой проверки. Суд пришел к выводу, что действия налогового органа по составлению акта соответствуют требованиям НК РФ и не затрагивают права и законные интересы общества, так как не возлагают на общество какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 91 "Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (налогового мониторинга)" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекцией было вынесено постановление о проведении осмотра территории, производственных, складских и прочих помещений, документов и предметов налогоплательщика.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекцией было вынесено постановление о проведении осмотра территории, производственных, складских и прочих помещений, документов и предметов налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговой инспекции
(КонсультантПлюс, 2024)мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС.
(КонсультантПлюс, 2024)мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС.
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2024)5. Могут ли проводить осмотр вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2024)5. Могут ли проводить осмотр вне рамок налоговых проверок
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<5> Указывается: "в рамках выездной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в рамках камеральной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 92 Кодекса (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Кодекса".
(ред. от 09.01.2023)
"Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 N 53094)<5> Указывается: "в рамках выездной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в рамках камеральной налоговой проверки (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 92 Кодекса (реквизиты постановления о проведении осмотра территорий, помещений, документов и предметов)", или "в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Кодекса".
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).