Ведомственные музеи
Подборка наиболее важных документов по запросу Ведомственные музеи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Университет, музей, университетский музей: историко-правовой этюд о развитии образования, науки и культуры в России
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)Особое значение для музея, как и университета, имел XIX в.: "уже известный в России институт социальной памяти" адаптировался к национальным условиям; к середине столетия публичные музеи были интегрированы в социальную практику. Появляются музеи самых разных типов (художественные, исторические, промышленные и др.), ведомственная принадлежность большинства столичных музеев была связана преимущественно с Министерством императорского двора и уже упоминавшимся Министерством народного просвещения <16>. Большое значение имели и выставки - промышленные, научно-промышленные, объединявшие музеи, науку, экономику, развитие производств <17>. Знакомство с законодательством Российской империи, регулировавшим музейную, выставочную деятельность, "при первом приближении" свидетельствует о его "распыленности", некоторой ситуативности и, по-видимому, об отсутствии стратегии. Однако такая гипотеза нуждается в верификации. Кроме того, узаконения разного порядка о сохранении необыкновенных, "куриозных" вещей, уставы и положения обществ, музеев, правила об устройстве выставок, акты об охране историко-культурного наследия <18> и другие документы требуют анализа в системе.
(Зипунникова Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)Особое значение для музея, как и университета, имел XIX в.: "уже известный в России институт социальной памяти" адаптировался к национальным условиям; к середине столетия публичные музеи были интегрированы в социальную практику. Появляются музеи самых разных типов (художественные, исторические, промышленные и др.), ведомственная принадлежность большинства столичных музеев была связана преимущественно с Министерством императорского двора и уже упоминавшимся Министерством народного просвещения <16>. Большое значение имели и выставки - промышленные, научно-промышленные, объединявшие музеи, науку, экономику, развитие производств <17>. Знакомство с законодательством Российской империи, регулировавшим музейную, выставочную деятельность, "при первом приближении" свидетельствует о его "распыленности", некоторой ситуативности и, по-видимому, об отсутствии стратегии. Однако такая гипотеза нуждается в верификации. Кроме того, узаконения разного порядка о сохранении необыкновенных, "куриозных" вещей, уставы и положения обществ, музеев, правила об устройстве выставок, акты об охране историко-культурного наследия <18> и другие документы требуют анализа в системе.
Статья: Развитие теории систематизации и кодификации законодательства в советском правоведении конца 1950-х - 1980-х годов
(Ящук Т.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Таким образом, в конце 1950-х гг. за термином "систематизация" был закреплен статус родового понятия, в качестве основных видов систематизации выделены инкорпорация и кодификация, признаны учет и консолидация. Проводилась дифференциация внутри отдельных, наиболее распространенных форм: стали различаться официальная, неофициальная и официозная инкорпорация. К инкорпорации тяготели еще несколько реально применяемых или желательных форм систематизации, но им не давалось четких определений. В теоретическом аспекте не изучалась такая форма, как учет, хотя фактически им занимались постоянно и в органах ведомственной специализации (Министерстве юстиции, Юридической комиссии), и в других учреждениях. По свидетельству Е.М. Терпуговой, заведующей музеем ИЗиСП, картотека нормативных правовых актов на регулярной основе велась в ВНИИСЗ. Кроме того, она поддерживалась в актуальном состоянии путем вклеек, дополнений и других технических приемов. К ней постоянно обращались по запросам государственных органов при выполнении различных работ.
(Ящук Т.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Таким образом, в конце 1950-х гг. за термином "систематизация" был закреплен статус родового понятия, в качестве основных видов систематизации выделены инкорпорация и кодификация, признаны учет и консолидация. Проводилась дифференциация внутри отдельных, наиболее распространенных форм: стали различаться официальная, неофициальная и официозная инкорпорация. К инкорпорации тяготели еще несколько реально применяемых или желательных форм систематизации, но им не давалось четких определений. В теоретическом аспекте не изучалась такая форма, как учет, хотя фактически им занимались постоянно и в органах ведомственной специализации (Министерстве юстиции, Юридической комиссии), и в других учреждениях. По свидетельству Е.М. Терпуговой, заведующей музеем ИЗиСП, картотека нормативных правовых актов на регулярной основе велась в ВНИИСЗ. Кроме того, она поддерживалась в актуальном состоянии путем вклеек, дополнений и других технических приемов. К ней постоянно обращались по запросам государственных органов при выполнении различных работ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)При смене собственника имущества, принадлежащего музею на праве оперативного управления, изменении ведомственной принадлежности музея в отношении собрания такого музея обеспечивается принцип целостности и единства, разделение (дробление) собрания музея на части не допускается.
(ред. от 12.12.2023)
"О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)При смене собственника имущества, принадлежащего музею на праве оперативного управления, изменении ведомственной принадлежности музея в отношении собрания такого музея обеспечивается принцип целостности и единства, разделение (дробление) собрания музея на части не допускается.
Приказ Росстата от 11.11.2025 N 625
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек, организаций культурно-досугового типа, музеев, театров, работой парков культуры и отдыха (городских садов), деятельностью концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов, зоопарков (зоосадов), сведений о персонале организаций культуры и искусства"3. В адресной части формы указывается полное наименование музея в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, его ведомственная принадлежность, профиль музея в соответствии с записью в учредительных документах, а затем в скобках - краткое наименование музея. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью общедоступных (публичных) библиотек, организаций культурно-досугового типа, музеев, театров, работой парков культуры и отдыха (городских садов), деятельностью концертных организаций, самостоятельных коллективов, цирков, цирковых коллективов, зоопарков (зоосадов), сведений о персонале организаций культуры и искусства"3. В адресной части формы указывается полное наименование музея в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, его ведомственная принадлежность, профиль музея в соответствии с записью в учредительных документах, а затем в скобках - краткое наименование музея. На бланке формы, содержащей сведения по обособленному подразделению юридического лица, указывается наименование обособленного подразделения и юридического лица, к которому оно относится.
Статья: Дорогу осилит идущий
(Михайлов В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Заслуги Александра Вячеславовича на государственной службе, в научной и общественной деятельности оценены по достоинству. Он имеет государственные награды, в том числе почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", награды ведомств, общественных и международных организаций.
(Михайлов В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Заслуги Александра Вячеславовича на государственной службе, в научной и общественной деятельности оценены по достоинству. Он имеет государственные награды, в том числе почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", награды ведомств, общественных и международных организаций.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- музейные кассы, оказывающие услуги по распространению билетов, абонементов в музеи (письмо ФНС от 22.07.2021 N СД-4-3/10327@).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- музейные кассы, оказывающие услуги по распространению билетов, абонементов в музеи (письмо ФНС от 22.07.2021 N СД-4-3/10327@).
Статья: Финансирование музеев. Мнения
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Отмечая проблему методологического обеспечения, следует обратить внимание на отсутствие минимальных нормативных значений посещаемости, достижение которых могло бы свидетельствовать о результативности. Логично было бы увязать минимальный норматив результативности с объемом необходимых ресурсов для его достижения и количеством процессов (мероприятий). Однако уполномоченное ведомство в данном вопросе проявило методическую гибкость в подходе к формированию показателей нагрузки по посещению "на усмотрение учреждения". Данная позиция ведомства изложена в письме Минкультуры России <4>, которым до подведомственных организаций доведены методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев в зависимости от их объективных возможностей по приему посетителей. В документе сказано о том, что разнообразие музеев Российской Федерации делает практически невозможным создание единого алгоритма по определению оптимальной антропогенной нагрузки, предложены принципы нормирования и алгоритм вычисления оптимальной посещаемости с учетом особенностей экспозиции и нагрузки по культурно-зрелищным мероприятиям. Предложенные рекомендации являются вполне обоснованными, но нуждаются в существенной доработке с учетом расширения форм работы (офлайн/онлайн), реалий технологического и цифрового развития. И здесь нужно согласиться с мнением Счетной палаты о необходимости усиления методической поддержки, а также рассмотреть возможность создания информационных (технологических, цифровых) продуктов, которые могли бы обеспечить верифицированный сбор первичных данных для оценки эффективности использования финансовых средств.
(Ямпольская Е., Горушкина С., Абанкина Т., Безруков А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 10)Отмечая проблему методологического обеспечения, следует обратить внимание на отсутствие минимальных нормативных значений посещаемости, достижение которых могло бы свидетельствовать о результативности. Логично было бы увязать минимальный норматив результативности с объемом необходимых ресурсов для его достижения и количеством процессов (мероприятий). Однако уполномоченное ведомство в данном вопросе проявило методическую гибкость в подходе к формированию показателей нагрузки по посещению "на усмотрение учреждения". Данная позиция ведомства изложена в письме Минкультуры России <4>, которым до подведомственных организаций доведены методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев в зависимости от их объективных возможностей по приему посетителей. В документе сказано о том, что разнообразие музеев Российской Федерации делает практически невозможным создание единого алгоритма по определению оптимальной антропогенной нагрузки, предложены принципы нормирования и алгоритм вычисления оптимальной посещаемости с учетом особенностей экспозиции и нагрузки по культурно-зрелищным мероприятиям. Предложенные рекомендации являются вполне обоснованными, но нуждаются в существенной доработке с учетом расширения форм работы (офлайн/онлайн), реалий технологического и цифрового развития. И здесь нужно согласиться с мнением Счетной палаты о необходимости усиления методической поддержки, а также рассмотреть возможность создания информационных (технологических, цифровых) продуктов, которые могли бы обеспечить верифицированный сбор первичных данных для оценки эффективности использования финансовых средств.
Статья: Правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок: новеллы и перспективы развития
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)отсутствует аттестация на предмет знания расположения объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, речные и морские порты), культуры (музеи, выставки, театры), спорта (стадионы), здравоохранения (больницы, медицинские центры), образования (вузы, школы), а также органов власти (министерства, ведомства) данного региона;
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)отсутствует аттестация на предмет знания расположения объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, речные и морские порты), культуры (музеи, выставки, театры), спорта (стадионы), здравоохранения (больницы, медицинские центры), образования (вузы, школы), а также органов власти (министерства, ведомства) данного региона;
Статья: Виртуальная реальность: революция в немецкой туристической отрасли
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)VR-технология позволяет реконструировать исторические и культурные памятники в формате 3D с ранее не существовавшим уровнем детализации. В качестве примера можно назвать проект Heimat Digital/Bayern 3D, благодаря реализации которого достопримечательности Баварии стали интерактивно доступны для огромной аудитории в любое время суток и из любого места. Можно свободно перемещаться по музейным и выставочным залам и в деталях открывать для себя бесценные сокровища баварской земли.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)VR-технология позволяет реконструировать исторические и культурные памятники в формате 3D с ранее не существовавшим уровнем детализации. В качестве примера можно назвать проект Heimat Digital/Bayern 3D, благодаря реализации которого достопримечательности Баварии стали интерактивно доступны для огромной аудитории в любое время суток и из любого места. Можно свободно перемещаться по музейным и выставочным залам и в деталях открывать для себя бесценные сокровища баварской земли.
Статья: Представительские расходы. Как рассчитать НДС-вычет?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Процитируем Письмо финансового ведомства: "<...> оснований для отнесения расходов на культурную программу в виде посещения театров, концертов, музеев, экскурсий к представительским расходам не имеется. Что касается расходов налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание лиц, которые не могут быть отнесены к категории лиц, поименованных в пункте 2 статьи 264 (Налогового) кодекса, то они также не могут быть отнесены к представительским расходам для целей налогообложения прибыли организаций".
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Процитируем Письмо финансового ведомства: "<...> оснований для отнесения расходов на культурную программу в виде посещения театров, концертов, музеев, экскурсий к представительским расходам не имеется. Что касается расходов налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание лиц, которые не могут быть отнесены к категории лиц, поименованных в пункте 2 статьи 264 (Налогового) кодекса, то они также не могут быть отнесены к представительским расходам для целей налогообложения прибыли организаций".
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- музейные кассы, оказывающие услуги по распространению билетов, абонементов в музеи (Письмо ФНС России от 22.07.2021 N СД-4-3/10327@).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- музейные кассы, оказывающие услуги по распространению билетов, абонементов в музеи (Письмо ФНС России от 22.07.2021 N СД-4-3/10327@).
Вопрос: Что такое учреждение культуры?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Согласно абз. 10 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Согласно абз. 10 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" учреждения культуры - российские государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Статья: Понятие, сущность и современное назначение финансов
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Ликвидация последствий некоторых чрезвычайных и иных неблагоприятных ситуаций требует консолидации усилий органов публичной власти и финансовых ресурсов всех уровней под направляющим руководством профильного федерального ведомства и МЧС России. Наделение МЧС России полномочиями главного распорядителя бюджетных средств позволит оперативно обеспечивать перечисление межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контролировать доведение помощи до целевых получателей.
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Ликвидация последствий некоторых чрезвычайных и иных неблагоприятных ситуаций требует консолидации усилий органов публичной власти и финансовых ресурсов всех уровней под направляющим руководством профильного федерального ведомства и МЧС России. Наделение МЧС России полномочиями главного распорядителя бюджетных средств позволит оперативно обеспечивать перечисление межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контролировать доведение помощи до целевых получателей.