Вернуть уплаченный штраф в пенсионный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Вернуть уплаченный штраф в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию общества обоснованной, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР. Установлено, что штрафные санкции в рассматриваемом случае взысканы с общества излишне, подлежат возврату.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию общества обоснованной, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР. Установлено, что штрафные санкции в рассматриваемом случае взысканы с общества излишне, подлежат возврату.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах, возникающих в практике арбитражных судов в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам с 1 января 2017 года
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)Второй вопрос, возникший в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на основании Закона N 250-ФЗ, - о возложении на органы Пенсионного фонда обязанности возвратить суммы излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов, пеней и штрафов с начисленными процентами.
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)Второй вопрос, возникший в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на основании Закона N 250-ФЗ, - о возложении на органы Пенсионного фонда обязанности возвратить суммы излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов, пеней и штрафов с начисленными процентами.
Статья: Как доказывать, что больничный получен притворством или за взятку
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Перейдем к следующей ответственности работника - материальной. В случае наступления неблагоприятных последствий для работодателя в виде наложения штрафных санкций от ФСС и ПФР работодатель вправе предъявить так называемое регрессное требование к работнику с целью возмещения понесенного ущерба в полном объеме. Работник может добровольно возместить его полностью или частично. При соглашении работодателя и работника возможна рассрочка платежа, в этом случае согласуется и срок для погашения "долга" работника перед работодателем. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Кроме того, материальная ответственность работника возможна и без наложения штрафа ФСС и ПФР на работодателя. Обнаружив оплату недействительного больничного листа, работодатель вправе вернуть выплаченное пособие, удерживая с согласия работника определенный процент от каждой положенной ему выплаты, пока не вернется вся сумма. Данный вывод сделал Хабаровский краевой суд в своем Определении от 13.11.2013 по делу N 33-7329/2013.
(Сергеева Д.)
("Трудовое право", 2021, N 2)Перейдем к следующей ответственности работника - материальной. В случае наступления неблагоприятных последствий для работодателя в виде наложения штрафных санкций от ФСС и ПФР работодатель вправе предъявить так называемое регрессное требование к работнику с целью возмещения понесенного ущерба в полном объеме. Работник может добровольно возместить его полностью или частично. При соглашении работодателя и работника возможна рассрочка платежа, в этом случае согласуется и срок для погашения "долга" работника перед работодателем. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Кроме того, материальная ответственность работника возможна и без наложения штрафа ФСС и ПФР на работодателя. Обнаружив оплату недействительного больничного листа, работодатель вправе вернуть выплаченное пособие, удерживая с согласия работника определенный процент от каждой положенной ему выплаты, пока не вернется вся сумма. Данный вывод сделал Хабаровский краевой суд в своем Определении от 13.11.2013 по делу N 33-7329/2013.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"статьи 21, в соответствии с которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1); в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 данной статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2); решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3); на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"статьи 21, в соответствии с которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1); в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 данной статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2); решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3); на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"14) уплата налогов, сборов и иных обязательных взносов, уплачиваемых в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов;
(ред. от 08.08.2024)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"14) уплата налогов, сборов и иных обязательных взносов, уплачиваемых в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административных штрафов и установленных уголовным законодательством штрафов;