Виды договоров перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды договоров перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Заключение, условия и виды публичных договоров
(КонсультантПлюс, 2024)"...В том случае, когда перевозчиком пассажира и принадлежащего ему багажа выступает лицо, осуществляющее данную деятельность на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, к договору перевозки по общему правилу подлежат применению положения статей 426 и 428 ГК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2024)"...В том случае, когда перевозчиком пассажира и принадлежащего ему багажа выступает лицо, осуществляющее данную деятельность на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, к договору перевозки по общему правилу подлежат применению положения статей 426 и 428 ГК РФ..."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Способы заключения договора и оформления разовой сделки
(КонсультантПлюс, 2024)"...акционерное общество [истец - ред.] обратилось... с иском... о взыскании неосновательного обогащения, возникшего из договора перевозки груза, в виде удержания штрафа, несоразмерного последствиям нарушения обязательства, из сумм, подлежащих уплате перевозчику...
(КонсультантПлюс, 2024)"...акционерное общество [истец - ред.] обратилось... с иском... о взыскании неосновательного обогащения, возникшего из договора перевозки груза, в виде удержания штрафа, несоразмерного последствиям нарушения обязательства, из сумм, подлежащих уплате перевозчику...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В-третьих, КТМ РФ нуждается в общей статье, описывающей и классифицирующей систему договоров, связанных с морскими перевозками, с упоминанием точного термина и правовой природы каждого из них. Оптимальной конкретизацией представляется упоминание о четырех основных видах договора перевозки грузов, рассмотренных в настоящей статье, а также о договоре перевозки пассажиров с указанием на их природу применительно к пониманию ГК РФ, но с учетом специальных норм, установленных для данных договоров КТМ РФ: 1. Договор линейной морской перевозки грузов, который является консенсуальным или реальным договором перевозки по правилам ст. 785 ГК РФ. 2. Договор линейной морской перевозки пассажиров, который также является договором перевозки (ст. 786 ГК РФ). 3. Договор рейсового чартера, который является договором фрахтования по правилам ст. 787 ГК РФ. 4. Тайм-чартер, который представляет собой аренду судна с экипажем (ст. 632 ГК РФ). 5. Бербоут-чартер, который представляет собой аренду судна без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В-третьих, КТМ РФ нуждается в общей статье, описывающей и классифицирующей систему договоров, связанных с морскими перевозками, с упоминанием точного термина и правовой природы каждого из них. Оптимальной конкретизацией представляется упоминание о четырех основных видах договора перевозки грузов, рассмотренных в настоящей статье, а также о договоре перевозки пассажиров с указанием на их природу применительно к пониманию ГК РФ, но с учетом специальных норм, установленных для данных договоров КТМ РФ: 1. Договор линейной морской перевозки грузов, который является консенсуальным или реальным договором перевозки по правилам ст. 785 ГК РФ. 2. Договор линейной морской перевозки пассажиров, который также является договором перевозки (ст. 786 ГК РФ). 3. Договор рейсового чартера, который является договором фрахтования по правилам ст. 787 ГК РФ. 4. Тайм-чартер, который представляет собой аренду судна с экипажем (ст. 632 ГК РФ). 5. Бербоут-чартер, который представляет собой аренду судна без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
Статья: К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Первая точка зрения является наиболее распространенной. Собственно говоря, нельзя спорить с тем, что удобно одинаково регулировать отношения перевозки грузов и отношения перевозки порожних вагонов. Достаточно там, где речь идет о грузе, через запятую или в скобках указать порожний вагон. В пользу теоретического обоснования данной позиции может служить аргумент о том, что сущность услуги, оказываемой перевозчиком, остается неизменной. Она, как и в договоре перевозки грузов, заключается в перемещении материальных объектов в пространстве из одной точки в другую посредством транспортного средства. Следовательно, предмет договора является единым. Тем более что в судебной практике довольно часто груз и транспортное средство (пустой вагон) отождествлялись. Так, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июля 2012 г. N 4069/12 по делу N А82-3436/2011 указывалось, что предметом рассматриваемого договора является оказание перевозчиком услуг по перевозке порожних вагонов (груза на колесах) грузоотправителя <14>. Сторонники данной точки зрения исходят из того, что специфика перемещаемого объекта напрямую не связана с видовой квалификацией договора. Необходимо, чтобы такая специфика нашла выражение в юридических признаках, достаточных для отграничения одного транспортного договора от другого. В противном случае видов договора перевозки будет ровно столько, сколько имеется видов перемещаемых грузов. Так, отличие договора перевозки груза и договора перевозки пассажира заключается не столько в том, что в одном случае перевозится неодушевленный объект, а во втором живой человек, сколько в том, что первый договор конструируется по модели реального договора и договора в пользу третьего лица, а во втором - юридическая конструкция договора предполагает его консенсуальность и отсутствие выгодоприобретателя.
(Нагорная Т.С.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Первая точка зрения является наиболее распространенной. Собственно говоря, нельзя спорить с тем, что удобно одинаково регулировать отношения перевозки грузов и отношения перевозки порожних вагонов. Достаточно там, где речь идет о грузе, через запятую или в скобках указать порожний вагон. В пользу теоретического обоснования данной позиции может служить аргумент о том, что сущность услуги, оказываемой перевозчиком, остается неизменной. Она, как и в договоре перевозки грузов, заключается в перемещении материальных объектов в пространстве из одной точки в другую посредством транспортного средства. Следовательно, предмет договора является единым. Тем более что в судебной практике довольно часто груз и транспортное средство (пустой вагон) отождествлялись. Так, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июля 2012 г. N 4069/12 по делу N А82-3436/2011 указывалось, что предметом рассматриваемого договора является оказание перевозчиком услуг по перевозке порожних вагонов (груза на колесах) грузоотправителя <14>. Сторонники данной точки зрения исходят из того, что специфика перемещаемого объекта напрямую не связана с видовой квалификацией договора. Необходимо, чтобы такая специфика нашла выражение в юридических признаках, достаточных для отграничения одного транспортного договора от другого. В противном случае видов договора перевозки будет ровно столько, сколько имеется видов перемещаемых грузов. Так, отличие договора перевозки груза и договора перевозки пассажира заключается не столько в том, что в одном случае перевозится неодушевленный объект, а во втором живой человек, сколько в том, что первый договор конструируется по модели реального договора и договора в пользу третьего лица, а во втором - юридическая конструкция договора предполагает его консенсуальность и отсутствие выгодоприобретателя.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 115. Определение и виды договора морской перевозки груза
(ред. от 22.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 115. Определение и виды договора морской перевозки груза
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) между железнодорожными перевозчиками государств-членов и иными перевозчиками в рамках единого договора перевозки различными видами транспорта;
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) между железнодорожными перевозчиками государств-членов и иными перевозчиками в рамках единого договора перевозки различными видами транспорта;