Виды ОРМ
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды ОРМ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 6 "Оперативно-розыскные мероприятия" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности""Согласно п. 4 ст. 6 данного Закона проверочная закупка предусмотрена как вид оперативно-розыскных мероприятий, проводимый при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инициирование правоохранительными органами действий лица как способ выявления преступлений: правовая оценка
(Зобнин П.А., Ткаченко Н.Б., Сергеев А.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В ситуации российской уголовно-процессуальной действительности представляется целесообразным, не отказываясь от опыта ряда европейский государств, перенести в национальный процесс отдельные элементы контроля по названным видам ОРМ. Так, в Испании на стадии дознания санкционирование (разрешение) на производство ОРМ дает прокурор (с последующим уведомлением суда). В Австрии и Бельгии "правом санкционировать негласные мероприятия наделен исключительно прокурор" <20>. Отдельные исследователи считают целесообразным распространить прокурорский контроль за решением, процедурой проведения оперативного эксперимента <21>. Названную позицию нужно поддержать. Существующие доводы дополним нашим аргументом. Представляется, на этапе доследственной проверки контрольно-надзорные возможности прокурора можно использовать без ущемления его надзорной функции и в отношении названных ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка). Прокурорский надзор распространяется на процессуальную деятельность правоохранительных органов (УПК РФ). В сфере оперативно-разыскной деятельности для решения вопроса о получении разрешения на проведение названных ОРМ проверка обоснованности представленных оперативных материалов ущерб надзорной функции не несет. По аналогии с обязанностью суда проверить обоснованность ходатайства о прослушивании переговоров лица и проч. целесообразно прокурору предоставить право контролировать обоснованность заявленного оперативным подразделением ходатайства на проведение контрольной закупки или оперативного эксперимента. Для этого нужно соответствующим образом уточнить редакцию восьмого абзаца ст. 8 ФЗ-144.
(Зобнин П.А., Ткаченко Н.Б., Сергеев А.Б.)
("Российский следователь", 2023, N 8)В ситуации российской уголовно-процессуальной действительности представляется целесообразным, не отказываясь от опыта ряда европейский государств, перенести в национальный процесс отдельные элементы контроля по названным видам ОРМ. Так, в Испании на стадии дознания санкционирование (разрешение) на производство ОРМ дает прокурор (с последующим уведомлением суда). В Австрии и Бельгии "правом санкционировать негласные мероприятия наделен исключительно прокурор" <20>. Отдельные исследователи считают целесообразным распространить прокурорский контроль за решением, процедурой проведения оперативного эксперимента <21>. Названную позицию нужно поддержать. Существующие доводы дополним нашим аргументом. Представляется, на этапе доследственной проверки контрольно-надзорные возможности прокурора можно использовать без ущемления его надзорной функции и в отношении названных ОРМ (оперативный эксперимент, контролируемая поставка). Прокурорский надзор распространяется на процессуальную деятельность правоохранительных органов (УПК РФ). В сфере оперативно-разыскной деятельности для решения вопроса о получении разрешения на проведение названных ОРМ проверка обоснованности представленных оперативных материалов ущерб надзорной функции не несет. По аналогии с обязанностью суда проверить обоснованность ходатайства о прослушивании переговоров лица и проч. целесообразно прокурору предоставить право контролировать обоснованность заявленного оперативным подразделением ходатайства на проведение контрольной закупки или оперативного эксперимента. Для этого нужно соответствующим образом уточнить редакцию восьмого абзаца ст. 8 ФЗ-144.
Статья: Обоснование прокурором законности проверочной закупки наркотиков в суде первой инстанции
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)В ст. 6 Закона об ОРД установлен перечень видов ОРМ, которые соответствующие органы вправе проводить при осуществлении ОРД. В судебной практике возникает вопрос о том, какие ОРМ из этого перечня могут быть связаны с ограничением конституционных прав граждан и, соответственно, требуют судебного решения на их проведение. Решение этого вопроса не зависит от вида ОРМ, а определяется содержанием предполагаемых действий, их способностью ограничить конституционные права граждан, закрепленные в ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ.
(Курченко В.Н.)
("Законность", 2023, N 7)В ст. 6 Закона об ОРД установлен перечень видов ОРМ, которые соответствующие органы вправе проводить при осуществлении ОРД. В судебной практике возникает вопрос о том, какие ОРМ из этого перечня могут быть связаны с ограничением конституционных прав граждан и, соответственно, требуют судебного решения на их проведение. Решение этого вопроса не зависит от вида ОРМ, а определяется содержанием предполагаемых действий, их способностью ограничить конституционные права граждан, закрепленные в ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
(ред. от 29.12.2022)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия