Включение в реестр отечественного ПО
Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в реестр отечественного ПО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)10. Комментируемая часть предоставляет срок на обжалование отказа во включении в реестр отечественного ПО, который составляет три месяца со дня получения решения об отказе. При этом из формулировки Закона не совсем ясно, является ли этот срок пресекательным или сроком исковой давности. Как отмечается в литературе, если субъективное право полностью прекращается, то предлагается считать, что мы имеем дело с пресекательным сроком, а если право не прекращается, но утрачивается способность к его принудительному осуществлению - то со сроком исковой давности <98>. При этом разграничение пресекательных сроков и сроков исковой давности неоднозначно как в доктрине, так и в судебной практике, на что указывает в том числе и А.В. Асосков, который совершенно справедливо указывает, что "в основе пресекательных сроков лежит представление о том, что некоторые виды субъективных прав изначально возникают и существуют как ограниченные определенными временными рамками, срок для них выступает одной из важнейших характеристик. Введение такого срока преследует основными целями учет интересов потенциально неограниченного круга третьих лиц, установление предсказуемости и правовой определенности в гражданских правоотношениях" <99>. Представляется, что в данном случае речь следует все же вести о сокращенном сроке исковой давности, поскольку право на включение в реестр отечественного ПО не может само по себе быть определено какими-либо рамками, оно имманентно присуще программному обеспечению, соответствующему всем требованиям, установленным Правительством. И в случае нарушения это право подлежит защите в судебном порядке, но для обеспечения в том числе и стабильного гражданского оборота в сокращенные сроки.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)10. Комментируемая часть предоставляет срок на обжалование отказа во включении в реестр отечественного ПО, который составляет три месяца со дня получения решения об отказе. При этом из формулировки Закона не совсем ясно, является ли этот срок пресекательным или сроком исковой давности. Как отмечается в литературе, если субъективное право полностью прекращается, то предлагается считать, что мы имеем дело с пресекательным сроком, а если право не прекращается, но утрачивается способность к его принудительному осуществлению - то со сроком исковой давности <98>. При этом разграничение пресекательных сроков и сроков исковой давности неоднозначно как в доктрине, так и в судебной практике, на что указывает в том числе и А.В. Асосков, который совершенно справедливо указывает, что "в основе пресекательных сроков лежит представление о том, что некоторые виды субъективных прав изначально возникают и существуют как ограниченные определенными временными рамками, срок для них выступает одной из важнейших характеристик. Введение такого срока преследует основными целями учет интересов потенциально неограниченного круга третьих лиц, установление предсказуемости и правовой определенности в гражданских правоотношениях" <99>. Представляется, что в данном случае речь следует все же вести о сокращенном сроке исковой давности, поскольку право на включение в реестр отечественного ПО не может само по себе быть определено какими-либо рамками, оно имманентно присуще программному обеспечению, соответствующему всем требованиям, установленным Правительством. И в случае нарушения это право подлежит защите в судебном порядке, но для обеспечения в том числе и стабильного гражданского оборота в сокращенные сроки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
(ред. от 30.11.2023)
"Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.
(ред. от 30.11.2023)
"Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")9. Заявление о включении сведений представляется в уполномоченный орган правообладателем (лицом, уполномоченным всеми правообладателями) программного обеспечения, производителем (лицом, уполномоченным всеми производителями) программно-аппаратного комплекса.