Включение в список детей-сирот после 23 лет

Подборка наиболее важных документов по запросу Включение в список детей-сирот после 23 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 57, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", положениями Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", исходил из того, что до достижения 23 лет в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда как гражданин, ранее относившийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица не обращалась. Совершеннолетия она достигла в ДД.ММ.ГГГГ., 23 года ей исполнилось в ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения обратилась спустя 28 лет после достижения ею 23 лет. Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не представлено."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 5 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", суд исходил из того, что истец на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоит, в компетентный орган по вопросу включения ее в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданина, ранее относившегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в 2022 году в возрасте 41 года (спустя 18 лет после достижения ею 23 летнего возраста). Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по достижении 23-летнего возраста истцом не представлено, в материалах дела не содержится, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения настоящего дела."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Предоставление жилья детям-сиротам. Обзор судебной практики - 2022
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 5)
Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет. Практика показывает, что многие дети-сироты своевременно не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья... И в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья мотивированы тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летнего возраста. Однако дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства. Факт достижения 23-летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Данная позиция находит подтверждение в судебной практике, например в Кассационных определениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020 N 88а-22885/2020, от 21.01.2020 по делу N 88-636/2020, 88-2405/2020.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2227
"Об отдельных вопросах предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой"
(вместе с "Правилами подачи и рассмотрения заявления на предоставление лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, и направления информации о принятом решении", "Правилами выпуска и реализации сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой")
Получатель сертификата подлежит восстановлению в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями начиная со дня первоначального включения его в указанный список в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
<Письмо> Минпросвещения России от 23.06.2020 N ДГ-812/07
"О направлении разъяснений"
(вместе с "Разъяснениями некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397")
Таким образом, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.