Владение ценными бумагами госслужащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Владение ценными бумагами госслужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Большинство экономически развитых современных стран устанавливают запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. Наиболее распространенной формой предотвращения конфликта интересов на государственной службе является отчуждение (выход из собственности лица) конфликтоопасных активов. Законодательство подавляющего числа государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Так, к государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Большинство экономически развитых современных стран устанавливают запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. Наиболее распространенной формой предотвращения конфликта интересов на государственной службе является отчуждение (выход из собственности лица) конфликтоопасных активов. Законодательство подавляющего числа государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Так, к государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Обусловленная возможным возникновением конфликта интересов или же не обусловленная ничем, кроме должностного положения лица, обязанность передачи доверительному управляющему ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций закреплена российским законодательством в рамках института профилактики и контроля конфликта частных и публичных интересов государственных и муниципальных служащих в процессе выполнения ими своих непосредственных обязанностей, а также ряда других категорий граждан, задействованных в сфере публичного управления. Следует отметить, что подобное решение не является отечественным ноу-хау и в том или ином варианте применяется в антикоррупционной и антиконфликтной политике ряда государств. К государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление, вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие. Некоторые государства находятся в процессе обсуждения подобных законодательных инициатив, например, Мексика. Однако, подавляющее число стран современного мира устанавливает запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. При этом законодательство большинства государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Там же, где такая практика существует, применяется не простое доверительное управление, а его квалифицированные виды, например, "слепой" траст, при котором доверительный управляющий полностью меняет в процессе управления состав активов служащего, лишая его тем самым возможности принимать управленческие решения под влиянием личных интересов, так как служащий просто не знает, в лоббировании каких компаний он заинтересован.
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Обусловленная возможным возникновением конфликта интересов или же не обусловленная ничем, кроме должностного положения лица, обязанность передачи доверительному управляющему ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций закреплена российским законодательством в рамках института профилактики и контроля конфликта частных и публичных интересов государственных и муниципальных служащих в процессе выполнения ими своих непосредственных обязанностей, а также ряда других категорий граждан, задействованных в сфере публичного управления. Следует отметить, что подобное решение не является отечественным ноу-хау и в том или ином варианте применяется в антикоррупционной и антиконфликтной политике ряда государств. К государствам, имеющим нормы, регулирующие возможность передачи проблемных активов в доверительное управление, вместо их полного отчуждения, относятся США, Канада, Чили, Албания и некоторые другие. Некоторые государства находятся в процессе обсуждения подобных законодательных инициатив, например, Мексика. Однако, подавляющее число стран современного мира устанавливает запреты или жесткие ограничения на владение государственными служащими ценными бумагами и их участие в коммерческой деятельности. При этом законодательство большинства государств не устанавливает в качестве альтернативы отчуждению ценных бумаг и долей в коммерческих компаниях доверительное управление таким имуществом. Там же, где такая практика существует, применяется не простое доверительное управление, а его квалифицированные виды, например, "слепой" траст, при котором доверительный управляющий полностью меняет в процессе управления состав активов служащего, лишая его тем самым возможности принимать управленческие решения под влиянием личных интересов, так как служащий просто не знает, в лоббировании каких компаний он заинтересован.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение гражданским служащим обязанности передать в доверительное управление находящиеся в его владении ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставном (складочном) капитале организации) той организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные государственные функции, образует конфликт интересов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Необходимо устранить принципиальное противоречие между Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции" (часть 6 статьи 11). В соответствии с последним в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что само обладание акциями (долями участия) уже порождает конфликт интересов. В соответствии же с частью 2.1 статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление только в случае, если владение депутатом активами может привести к конфликту интересов, т.е. не исключается возможность владения ими в течение какого-то времени после того, как лицо стало депутатом. Между тем приказом Генерального прокурора от 3 мая 2011 года N 117 "О передаче в доверительное управление принадлежащих прокурорским работникам и федеральным государственным гражданским служащим органов и учреждений прокуратуры ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организации)" установлено, что прокурорские работники в целях предотвращения конфликта интересов должны передавать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в срок не позднее 30 дней со дня возникновения у них права на указанные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организации) либо со дня, когда прокурорскому работнику или федеральному государственному гражданскому служащему стало известно о возникновении у него этого права.