Внеочередное предоставление жилья по Перечню заболеваний
Подборка наиболее важных документов по запросу Внеочередное предоставление жилья по Перечню заболеваний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"При этом указанным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно - правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сложные случаи инвалидности и квартирный вопрос
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 10)Если заболевание предусмотрено Перечнем 1, предоставляется право на внеочередное обеспечение жильем, включение заболевания в Перечень 2 предусматривает обеспечение жильем в порядке общей очереди.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2021, N 10)Если заболевание предусмотрено Перечнем 1, предоставляется право на внеочередное обеспечение жильем, включение заболевания в Перечень 2 предусматривает обеспечение жильем в порядке общей очереди.
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Согласно ст. 17 названного выше Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Многие заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <2>, одновременно являются основанием для признания лица инвалидом <3>. Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2005 г., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом ни ст. 12 - 14 ЖК РФ, посвященными полномочиям органов власти в области жилищных отношений, ни иными нормами жилищного законодательства вопрос финансирования мероприятий по обеспечению указанных категорий лиц прямо не отнесен к какому-либо уровню власти. В свою очередь, на органы местного самоуправления прямо возложено решение лишь организационных вопросов, связанных с постановкой таких лиц на учет, их ведением и т.п.
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Согласно ст. 17 названного выше Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Многие заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире <2>, одновременно являются основанием для признания лица инвалидом <3>. Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 2005 г., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом ни ст. 12 - 14 ЖК РФ, посвященными полномочиям органов власти в области жилищных отношений, ни иными нормами жилищного законодательства вопрос финансирования мероприятий по обеспечению указанных категорий лиц прямо не отнесен к какому-либо уровню власти. В свою очередь, на органы местного самоуправления прямо возложено решение лишь организационных вопросов, связанных с постановкой таких лиц на учет, их ведением и т.п.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Исходя из изложенного выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Исходя из изложенного выше, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.