Внешний контроль качества аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешний контроль качества аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Возникает вопрос: может быть, в современных российских условиях целесообразно запретить осуществлять анализ качества управления СОАКУ той АО, которая проводила его аудиторскую проверку? Основное соображение - только что упоминавшееся уменьшение вероятности сговора между указанной АО и СОАКУ в результате введения второго контрагента для последнего. Нам представляется, что такой подход целесообразен лишь в отношении некоторых ОЗО из-за чрезвычайно важной их роли в социально-экономической жизни страны. Тогда анализ качества управления у такого ОЗО смогут осуществлять другая АО (конечно, не связанная тесными узами с первой, - что надо оговорить как в нормативных, так и в этических документах), аналитическая фирма и т.п. Заметим, что такой подход находится в русле современных представлений об ОЗО: ведь внешний контроль качества аудита у АО, проводящих их проверку, должны осуществлять как СРОА, в которой она состоит, так и Федеральное казначейство [1, ст. ст. 10.1, 10.2].
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Возникает вопрос: может быть, в современных российских условиях целесообразно запретить осуществлять анализ качества управления СОАКУ той АО, которая проводила его аудиторскую проверку? Основное соображение - только что упоминавшееся уменьшение вероятности сговора между указанной АО и СОАКУ в результате введения второго контрагента для последнего. Нам представляется, что такой подход целесообразен лишь в отношении некоторых ОЗО из-за чрезвычайно важной их роли в социально-экономической жизни страны. Тогда анализ качества управления у такого ОЗО смогут осуществлять другая АО (конечно, не связанная тесными узами с первой, - что надо оговорить как в нормативных, так и в этических документах), аналитическая фирма и т.п. Заметим, что такой подход находится в русле современных представлений об ОЗО: ведь внешний контроль качества аудита у АО, проводящих их проверку, должны осуществлять как СРОА, в которой она состоит, так и Федеральное казначейство [1, ст. ст. 10.1, 10.2].
Статья: Актуальные вопросы обеспечения и управления качеством услуг аудиторских организаций
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Система обеспечения качества аудиторских услуг рассматривается как органическое сочетание и реализация совокупности элементов регулирования аудиторской деятельности - системы аудиторских стандартов, внешнего и внутреннего контроля качества аудиторских услуг, аттестации и повышения квалификации аудиторских кадров, регистрации аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемой организации [10, с. 223].
(Лосева Н.А., Глазкова Г.В.)
("Аудитор", 2023, N 1)Система обеспечения качества аудиторских услуг рассматривается как органическое сочетание и реализация совокупности элементов регулирования аудиторской деятельности - системы аудиторских стандартов, внешнего и внутреннего контроля качества аудиторских услуг, аттестации и повышения квалификации аудиторских кадров, регистрации аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемой организации [10, с. 223].
Нормативные акты
Статья: Контроль Счетной палаты Российской Федерации за деятельностью институтов развития
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Возвращаясь к вопросу осуществления контрольной деятельности, необходимо прежде всего обозначить, что институты развития, как являющиеся участниками бюджетного процесса, так и выступающие в качестве "неучастников бюджетного процесса", с точки зрения бюджетного законодательства относятся к числу объектов государственного (муниципального) финансового контроля <13>. Контролирующие субъекты, в свою очередь, подразделяются на два блока: внешний, который на федеральном уровне представлен Счетной палатой РФ, и внутренний, представленный на том же уровне Федеральным казначейством РФ <14>. Не углубляясь детально в содержание внутреннего бюджетного контроля <15>, которое раскрывается в статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, отметим, что, по нашему мнению, именно осуществление внешнего бюджетного контроля играет особую роль в обеспечении результативного функционирования субъектов со статусом институтом развития. Для наглядного подтверждения данного тезиса следует более подробно рассмотреть деятельность Счетной палаты РФ, которая, действуя на федеральном уровне в качестве высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), реализует свои функции в отношении федеральных институтов развития соответственно.
(Савин Д.А.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Возвращаясь к вопросу осуществления контрольной деятельности, необходимо прежде всего обозначить, что институты развития, как являющиеся участниками бюджетного процесса, так и выступающие в качестве "неучастников бюджетного процесса", с точки зрения бюджетного законодательства относятся к числу объектов государственного (муниципального) финансового контроля <13>. Контролирующие субъекты, в свою очередь, подразделяются на два блока: внешний, который на федеральном уровне представлен Счетной палатой РФ, и внутренний, представленный на том же уровне Федеральным казначейством РФ <14>. Не углубляясь детально в содержание внутреннего бюджетного контроля <15>, которое раскрывается в статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, отметим, что, по нашему мнению, именно осуществление внешнего бюджетного контроля играет особую роль в обеспечении результативного функционирования субъектов со статусом институтом развития. Для наглядного подтверждения данного тезиса следует более подробно рассмотреть деятельность Счетной палаты РФ, которая, действуя на федеральном уровне в качестве высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), реализует свои функции в отношении федеральных институтов развития соответственно.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
Статья: Правила действия моратория на проверки в 2022 году
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, делавших обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, делавших обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;
Статья: Оценка рисков в аудиторской организации в соответствии с Международным стандартом управления качеством (МСК) 1
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)В соответствии с Положением о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре)) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1009 от 25.06.2021, Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль качества работы на основании отнесения деятельности аудиторских организаций к следующим категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний и низкий риски. Критерием отнесения аудиторской фирмы к определенной категории риска является общественная значимость аудируемых ею организаций. От установленной категории риска зависит периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством: аудиторская организация подвергается внешнему контролю качества работы при чрезвычайно высоком риске ежегодно; при высоком риске - один раз в два года; при среднем риске - один раз в три года; при низком риске контроль не осуществляется.
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)В соответствии с Положением о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре)) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1009 от 25.06.2021, Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль качества работы на основании отнесения деятельности аудиторских организаций к следующим категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний и низкий риски. Критерием отнесения аудиторской фирмы к определенной категории риска является общественная значимость аудируемых ею организаций. От установленной категории риска зависит периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством: аудиторская организация подвергается внешнему контролю качества работы при чрезвычайно высоком риске ежегодно; при высоком риске - один раз в два года; при среднем риске - один раз в три года; при низком риске контроль не осуществляется.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственное финансово-правовое регулирование аудита осуществляется путем нормативного определения и закрепления правовых основ регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации и внешнего контроля за качеством работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственное финансово-правовое регулирование аудита осуществляется путем нормативного определения и закрепления правовых основ регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации и внешнего контроля за качеством работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.