Внешний муниципальный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Внешний муниципальный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2
Статья: Правовые основы оценки эффективности хозяйственных обществ органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
(Арабули Д.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"1. В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внешний государственный аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в части соблюдения исполнителями услуг условий соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей услуг.
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внешний государственный аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в части соблюдения исполнителями услуг условий соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей услуг.
Статья: Контрольно-счетные органы и общественные палаты (советы) муниципальных образований в России: современные проблемы и перспективы взаимодействия (публично-правовой анализ)
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
(Гончаров В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Вопросы правовой природы контрольно-счетных органов муниципальных образований в России широко исследуются в работах С.А. Алимова <1>, Е.Г. Беликова <2>, А.Т. Хабибуллиной <3> и многих других авторов. Важное значение в исследовании механизма внешнего контроля деятельности, актов и решений муниципальных органов власти играют и посвященные анализу организации и деятельности муниципальных общественных палат (советов) работы таких авторов, как, например Н.А. Антонова <4>, Л.Н. Васильева <5>, В.В. Гриб <6>, Т.Н. Михеева <7>, Д.А. Сафин <8>. Однако доля научных работ, затрагивающих механизм взаимодействия органов внешнего муниципального финансового контроля и субъектов общественного контроля, представляется незначительной, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только выявление основных проблем, препятствующих организации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов и общественных палат (советов) муниципальных образований, но и разработка системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контрольно-счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Контрольно-счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Утверждаются стандарты и на уровне муниципальных образований. Так, например, Контрольно-счетная палата городского округа Павловский посад Московской области в 2023 г. утвердила Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" <13> (далее - СВМФК), который по сравнению с вышерассмотренным СФК 21, применяемым в Тульской области, гораздо детальнее прописывает информацию, являющуюся предметом аудита. Не ограничиваясь только упоминанием названий информационных ресурсов, СВМФК перечисляет все виды информации, на основании которой возможно проведение аудита.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Утверждаются стандарты и на уровне муниципальных образований. Так, например, Контрольно-счетная палата городского округа Павловский посад Московской области в 2023 г. утвердила Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) "Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг" <13> (далее - СВМФК), который по сравнению с вышерассмотренным СФК 21, применяемым в Тульской области, гораздо детальнее прописывает информацию, являющуюся предметом аудита. Не ограничиваясь только упоминанием названий информационных ресурсов, СВМФК перечисляет все виды информации, на основании которой возможно проведение аудита.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)И в-четвертых, как один из наиболее часто используемых аргументов фигурирует ссылка на нормы, защищающие права юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Некоторые суды поддерживали эту позицию применительно к осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля относительно хозяйствующих субъектов (не только хозяйственных обществ, но и унитарных предприятий, учреждений) в части выплаты дивидендов или распределения прибыли. Но с течением времени подход изменился, и позиция суда в настоящее время направлена на защиту в первую очередь бюджета и интересов публично-правового образования <22>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)И в-четвертых, как один из наиболее часто используемых аргументов фигурирует ссылка на нормы, защищающие права юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Некоторые суды поддерживали эту позицию применительно к осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля относительно хозяйствующих субъектов (не только хозяйственных обществ, но и унитарных предприятий, учреждений) в части выплаты дивидендов или распределения прибыли. Но с течением времени подход изменился, и позиция суда в настоящее время направлена на защиту в первую очередь бюджета и интересов публично-правового образования <22>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
Статья: Муниципальная функция: понятие и содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о принципах организации местного самоуправления в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о принципах организации местного самоуправления в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)<10> Мордвинцев А.И., Булетова Н.Е., Атарщикова И.Г. Развитие методологии внешнего муниципального контроля в системе управления социально-экономическим развитием территории // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 11. С. 2138 - 2157.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)<10> Мордвинцев А.И., Булетова Н.Е., Атарщикова И.Г. Развитие методологии внешнего муниципального контроля в системе управления социально-экономическим развитием территории // Экономический анализ: теория и практика. 2019. Т. 18. Вып. 11. С. 2138 - 2157.
Статья: Организационно-правовое обеспечение принципа независимости органов внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практики
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Институционализация внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в нашей стране завершена с окончательным законодательным закреплением в 2021 г. статуса и полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Федеральным законом N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Брехов А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)Институционализация внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в нашей стране завершена с окончательным законодательным закреплением в 2021 г. статуса и полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Федеральным законом N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ч. 1 ст. 38 Закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования <1>. Основы правового положения данного органа закрепляются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований". Согласно ч. 2 ст. 3 Закона контрольно-счетный орган является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.