Внутренний контроль и аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Внутренний контроль и аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как организовать внутренний аудит
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как организовать внутренний аудит
Типовая ситуация: Бухучет: термины и определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Внутренний аудит - часть внутреннего контроля, нужен для анализа рисков, с которыми может столкнуться организация. Будет ли она проходить внутренний аудит, кто и в каком порядке будет его проводить, определяет руководство организации.
(Издательство "Главная книга", 2025)Внутренний аудит - часть внутреннего контроля, нужен для анализа рисков, с которыми может столкнуться организация. Будет ли она проходить внутренний аудит, кто и в каком порядке будет его проводить, определяет руководство организации.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)(a) служба внутреннего аудита - служба организации, осуществляющая деятельность по обеспечению уверенности и консультационную деятельность, целью которой является оценка и повышение действенности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля (см. пункты A1 - A4);
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)(a) служба внутреннего аудита - служба организации, осуществляющая деятельность по обеспечению уверенности и консультационную деятельность, целью которой является оценка и повышение действенности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля (см. пункты A1 - A4);
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"Статья 19. Внутренний контроль
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"Статья 19. Внутренний контроль
Статья: Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)5.10. Осуществлять внутренний контроль (аудит) за соблюдением Работодателем и его работниками законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных, а также оценивать эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных и принимать меры в случае выявления нарушений.
(Жижерина Ю., Снежкина Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 4)5.10. Осуществлять внутренний контроль (аудит) за соблюдением Работодателем и его работниками законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных, а также оценивать эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных и принимать меры в случае выявления нарушений.
Статья: Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в ходе аудита эффективности бизнес-процесса "Производство продукции"
(Мамушкина Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 1; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2022, N 1
(Мамушкина Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 1; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)"Международный бухгалтерский учет", 2022, N 1
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Эволюция внутреннего финансового контроля и аудита
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)Эволюция внутреннего финансового контроля и аудита
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
Статья: Учетно-аналитическое обеспечение внутреннего контроля дебиторской задолженности в строительных организациях
(Сафонова М.Ф., Пензина Е.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)14. Плисова А.Б. Внутренний контроль и аудит наличия и движения дебиторской задолженности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-i-audit-nalichiya-i-dvizheniya-debitorskoy-zadolzhennosti.
(Сафонова М.Ф., Пензина Е.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)14. Плисова А.Б. Внутренний контроль и аудит наличия и движения дебиторской задолженности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. N 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrenniy-kontrol-i-audit-nalichiya-i-dvizheniya-debitorskoy-zadolzhennosti.
Статья: Модели внутреннего контроля: исторические трансформации и перспективы развития
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Функционирование любой модели невозможно проанализировать, выявить сильные и слабые ее стороны, существующие взаимосвязи внутри данной модели обособленно от общей системы, в которой она существует. Данное утверждение в полной мере относится и к моделям внутреннего контроля, наличие и нормативное регулирование которых представлено в национальных стандартах внутреннего контроля (аудита) и управления рисками. С экономической и исторической точек зрения так сложилось, что эти два понятия - "внутренний контроль" и "управление рисками" - тесно связаны между собой.
(Сафонова М.Ф., Резниченко С.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 11)Функционирование любой модели невозможно проанализировать, выявить сильные и слабые ее стороны, существующие взаимосвязи внутри данной модели обособленно от общей системы, в которой она существует. Данное утверждение в полной мере относится и к моделям внутреннего контроля, наличие и нормативное регулирование которых представлено в национальных стандартах внутреннего контроля (аудита) и управления рисками. С экономической и исторической точек зрения так сложилось, что эти два понятия - "внутренний контроль" и "управление рисками" - тесно связаны между собой.
Статья: Использование аналитических процедур и искусственного интеллекта в системе внутреннего контроля рисков финансовой безопасности компаний
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)4. Семенюк Ю.А. Перспективы трансформации внутреннего контроля и аудита в условиях цифровизации // Экономические науки. 2023. N 10 (227). С. 144 - 151.
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)4. Семенюк Ю.А. Перспективы трансформации внутреннего контроля и аудита в условиях цифровизации // Экономические науки. 2023. N 10 (227). С. 144 - 151.
Статья: Особенности формирования системы внутреннего контроля в бюджетных учреждениях социальной сферы
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)4. Гварлиани Т.Е., Томских С.А., Оборин М.С. Организационные аспекты внедрения внутреннего финансового контроля (аудита) в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 17. С. 1024 - 1038. URL: https://doi.org/10.24891/ia.20.17.1024.
(Ендовицкий Д.А., Головин С.В., Спиридонова Н.Э.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 11)4. Гварлиани Т.Е., Томских С.А., Оборин М.С. Организационные аспекты внедрения внутреннего финансового контроля (аудита) в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 17. С. 1024 - 1038. URL: https://doi.org/10.24891/ia.20.17.1024.
Готовое решение: Как публичные АО раскрывают информацию о своей деятельности и каков порядок освобождения от этой обязанности
(КонсультантПлюс, 2025)информация о лицах, входящих (входивших в течение предшествующих трех лет) в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, и лицах, включенных в список кандидатур для голосования по выборам в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, информация об ответственных лицах в эмитенте за организацию и осуществление управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и внутреннего контроля, внутреннего аудита, сведения о лицах, подписавших информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению по Закону об АО, Закону о рынке ценных бумаг;
(КонсультантПлюс, 2025)информация о лицах, входящих (входивших в течение предшествующих трех лет) в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, и лицах, включенных в список кандидатур для голосования по выборам в органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента, информация об ответственных лицах в эмитенте за организацию и осуществление управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и внутреннего контроля, внутреннего аудита, сведения о лицах, подписавших информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению по Закону об АО, Закону о рынке ценных бумаг;