Военное лесничество
Подборка наиболее важных документов по запросу Военное лесничество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Исходя из положений статей 104, 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, запретная зона военного объекта сама по себе не относит конкретный земельный участок к определенному уровню публичной собственности и не устанавливает тот или иной вид разрешенного его использования, а лишь предусматривает специальные запреты и (или) ограничения в отношении соответствующей территории. Следовательно, размещение спорного земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:2779 в границах запретной зоны военного объекта - Пензенского лесничества не влечет безусловного возникновения права федеральной собственности на данный участок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие земель, предоставленных муниципальными органами частным лицам: вечные вопросы - кто виноват и что делать?
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Лишением права частной собственности в судебном порядке нередко ущемляются права частных лиц, которые являются "заложниками" ситуации, когда участки предоставлялись им государственными и муниципальными органами в 90-е годы XX в. или в начале 2000-х годов. На причины таких ситуаций указывал доктор экономических наук С.А. Липски, который отмечал "пробельность федерального земельного законодательства 1994 - 2000 гг." <10>. Отсутствие кодифицированного законодательства того времени в сфере использования земли, признание утратившими силу ключевых действующих норм создавали ситуацию неопределенности в действиях должностных лиц. Кандидат юридических наук В.А. Майборода отмечает "традиционализм и ортодоксальность" <11> российского земельного законодательства, когда участники правоотношений с трудом привыкают к новым нормам, и процесс их реализации в полном объеме может занимать годы. Процессы приватизации, неясность действий в тот период со стороны должностных лиц, отсутствие контроля за частными лицами привели к тому, что в настоящее время все чаще возникают ситуации, вызванные претензиями федеральных органов к частным собственникам о необоснованности ими использования земельных участков, которые изъяты из оборота как федеральная собственность, но по непонятным причинам давно находятся в пользовании, а иногда и на праве частной собственности, зарегистрированном в ЕГРН. Именно "путаницу" в сведениях о земле демонстрируют примеры судебной практики. Определением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2022 г. N 310-ЭС21-28514 отказано в передаче жалобы ООО "КурскБизнесСтрой" и ООО "Градо-Строй" (далее - ООО) на решение Арбитражного суда Курской области от 2 февраля 2021 г. и Постановление Девятнадцатого арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2021 г. по делу N А35-1045/2020 для рассмотрения в судебном заседании коллегии по экономическим спорам <12>. Юридические лица обратились к Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ и иным федеральным органам о взыскании 45 911 135 руб. в связи с изъятием у них земельных участков в пос. Подлесный. Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области и "56 военная прокуратура (гарнизона) МВО" выступали в качестве третьих лиц. Истоки конфликта возникли в 2006 г., когда при разграничении государственной собственности был осуществлен кадастровый учет спорных земельных участков на участках Курского военного лесничества. В то же время в 2014 г. по инициативе частного лица Т. этот участок оказался опять объектом кадастрового учета, причем решение Российской Федерации о его передаче какому-либо частному лицу отсутствует. В дальнейшем без согласования с собственником - Российской Федерацией он был разделен на девять самостоятельных участков. Постановлениями Главы администрации Клюквинского сельсовета Курского района от 4 апреля 2014 г. N 58-62 осуществлен перевод земель в категорию населенных пунктов, которые, однако, были отменены Постановлением муниципалитета от 25 февраля 2015 г. N 38, но в дальнейшем это не повлияло на судьбу спорных участков.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Лишением права частной собственности в судебном порядке нередко ущемляются права частных лиц, которые являются "заложниками" ситуации, когда участки предоставлялись им государственными и муниципальными органами в 90-е годы XX в. или в начале 2000-х годов. На причины таких ситуаций указывал доктор экономических наук С.А. Липски, который отмечал "пробельность федерального земельного законодательства 1994 - 2000 гг." <10>. Отсутствие кодифицированного законодательства того времени в сфере использования земли, признание утратившими силу ключевых действующих норм создавали ситуацию неопределенности в действиях должностных лиц. Кандидат юридических наук В.А. Майборода отмечает "традиционализм и ортодоксальность" <11> российского земельного законодательства, когда участники правоотношений с трудом привыкают к новым нормам, и процесс их реализации в полном объеме может занимать годы. Процессы приватизации, неясность действий в тот период со стороны должностных лиц, отсутствие контроля за частными лицами привели к тому, что в настоящее время все чаще возникают ситуации, вызванные претензиями федеральных органов к частным собственникам о необоснованности ими использования земельных участков, которые изъяты из оборота как федеральная собственность, но по непонятным причинам давно находятся в пользовании, а иногда и на праве частной собственности, зарегистрированном в ЕГРН. Именно "путаницу" в сведениях о земле демонстрируют примеры судебной практики. Определением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2022 г. N 310-ЭС21-28514 отказано в передаче жалобы ООО "КурскБизнесСтрой" и ООО "Градо-Строй" (далее - ООО) на решение Арбитражного суда Курской области от 2 февраля 2021 г. и Постановление Девятнадцатого арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2021 г. по делу N А35-1045/2020 для рассмотрения в судебном заседании коллегии по экономическим спорам <12>. Юридические лица обратились к Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ и иным федеральным органам о взыскании 45 911 135 руб. в связи с изъятием у них земельных участков в пос. Подлесный. Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области и "56 военная прокуратура (гарнизона) МВО" выступали в качестве третьих лиц. Истоки конфликта возникли в 2006 г., когда при разграничении государственной собственности был осуществлен кадастровый учет спорных земельных участков на участках Курского военного лесничества. В то же время в 2014 г. по инициативе частного лица Т. этот участок оказался опять объектом кадастрового учета, причем решение Российской Федерации о его передаче какому-либо частному лицу отсутствует. В дальнейшем без согласования с собственником - Российской Федерацией он был разделен на девять самостоятельных участков. Постановлениями Главы администрации Клюквинского сельсовета Курского района от 4 апреля 2014 г. N 58-62 осуществлен перевод земель в категорию населенных пунктов, которые, однако, были отменены Постановлением муниципалитета от 25 февраля 2015 г. N 38, но в дальнейшем это не повлияло на судьбу спорных участков.
Статья: Взыскание собственником доходов и иных выгод, полученных арендодателем и арендатором при отсутствии правового основания. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 26.11.2019 N 309-ЭС19-13850
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3)В 2013 г. министерство обороны обратилось с иском о признании аренды недействительной и об истребовании спорного объекта по виндикационному иску. Требование было удовлетворено судом ввиду того, что этот земельный участок является частью Пермского военного лесничества и относится к федеральной собственности. Решение вступило в законную силу 10.03.2015.
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 3)В 2013 г. министерство обороны обратилось с иском о признании аренды недействительной и об истребовании спорного объекта по виндикационному иску. Требование было удовлетворено судом ввиду того, что этот земельный участок является частью Пермского военного лесничества и относится к федеральной собственности. Решение вступило в законную силу 10.03.2015.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)14. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположены военные лесничества, план противопожарного обустройства лесов на территории такого субъекта Российской Федерации также подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)14. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположены военные лесничества, план противопожарного обустройства лесов на территории такого субъекта Российской Федерации также подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082
(ред. от 10.10.2024)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"69.2) осуществляет в пределах своей компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств, принимает решения о создании, об упразднении военных лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установлении и изменении их границ, осуществляет мероприятия по лесоустройству, а также обеспечивает отвод и таксацию лесосек на землях обороны;
(ред. от 10.10.2024)
"Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"69.2) осуществляет в пределах своей компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств, принимает решения о создании, об упразднении военных лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установлении и изменении их границ, осуществляет мероприятия по лесоустройству, а также обеспечивает отвод и таксацию лесосек на землях обороны;