Вопросы по выездной налоговой проверке
Подборка наиболее важных документов по запросу Вопросы по выездной налоговой проверке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщики обратились в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что в силу положений ст. 89 НК РФ вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Оспариваемый акт определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, не регламентирует порядок проведения таких проверок и, следовательно, не вводит нового правового регулирования, не изменяет и не прекращает действие нормативных правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям. Приведенные в оспариваемом акте суммовые показатели деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов индивидуальных предпринимателей, рентабельность продаж) являются критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, что относится к компетенции налоговых органов; сам по себе факт соответствия этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие у налогоплательщика какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности. Оспариваемый акт не нарушает и не ограничивает права и законные интересы налогоплательщиков, не содержит властных предписаний, а имеет лишь программно-целевой характер, формулирует цели и задачи контрольно-надзорной деятельности территориальных налоговых органов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматели обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Предприниматели указали, что налоговое законодательство не предусматривает право налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами индивидуальных предпринимателей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов, соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Установленные ФНС России суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании выездных налоговых проверок, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, адресован непосредственно налоговым органам и должностным лицам, обязательность содержащихся в нем разъяснений для налогоплательщиков нормативно не закреплена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Вправе ли налоговики провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и вынести решение по ней при наличии судебного акта по вопросу обжалования результатов первоначальной выездной проверки?
Вопрос: Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка. По ее итогам составлен акт налоговой проверки и направлен налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик после получения акта потерял его и потребовал представить дубликат акта. Правомерно ли такое требование?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка. По ее итогам составлен акт налоговой проверки и направлен налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик после получения акта потерял его и потребовал представить дубликат акта. Правомерно ли такое требование?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка. По ее итогам составлен акт налоговой проверки и направлен налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик после получения акта потерял его и потребовал представить дубликат акта. Правомерно ли такое требование?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)П. в период с сентября 2004 г. по апрель 2015 г. являлся индивидуальным предпринимателем. В связи с непредставлением П. в установленном законом порядке отчетности налоговым органом в декабре 2015 г. было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с января 2012 г. по апрель 2015 г. По результатам проведенной проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении П. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с П. взыскана задолженность по налогам, пени, штрафы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)П. в период с сентября 2004 г. по апрель 2015 г. являлся индивидуальным предпринимателем. В связи с непредставлением П. в установленном законом порядке отчетности налоговым органом в декабре 2015 г. было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с января 2012 г. по апрель 2015 г. По результатам проведенной проверки был составлен акт и вынесено решение о привлечении П. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, с П. взыскана задолженность по налогам, пени, штрафы.
Статья: Комментарий к Постановлению Семнадцатого ААС от 05.02.2025 N 17АП-12832/2024-АК по делу N А60-40063/2024 <Суд опять указал налоговикам, какие документы они не вправе запрашивать>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Ревизоры проводили в организации тематическую выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за 2022 год. Чиновники затребовали у данного общества ряд документов, но получили отказ. За это компанию оштрафовали. Та обратилась к служителям Фемиды, и не напрасно - суд первой инстанции "забраковал" решения фискалов о привлечении общества к ответственности за непредставление карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей по контрагентам, инвентаризационных "бумаг". Арбитры прислушались к доводам компании, что эти документы:
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 7)Ревизоры проводили в организации тематическую выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за 2022 год. Чиновники затребовали у данного общества ряд документов, но получили отказ. За это компанию оштрафовали. Та обратилась к служителям Фемиды, и не напрасно - суд первой инстанции "забраковал" решения фискалов о привлечении общества к ответственности за непредставление карточек счетов и оборотно-сальдовых ведомостей по контрагентам, инвентаризационных "бумаг". Арбитры прислушались к доводам компании, что эти документы:
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)К вопросу о сроках давности
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)К вопросу о сроках давности
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)На первый взгляд здесь все просто и ясно: организация вправе по своему усмотрению расширить или сузить примерный перечень прямых расходов, установленный в законе. Однако, как будет показано ниже, любое отступление от рекомендованного перечня прямых расходов чревато возникновением вопросов при выездной налоговой проверке.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)На первый взгляд здесь все просто и ясно: организация вправе по своему усмотрению расширить или сузить примерный перечень прямых расходов, установленный в законе. Однако, как будет показано ниже, любое отступление от рекомендованного перечня прямых расходов чревато возникновением вопросов при выездной налоговой проверке.
Вопрос: Налогоплательщиком получено решение о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, которое принято заместителем руководителя налоговой инспекции, а подписано ЭЦП руководителя инспекции. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Налогоплательщиком получено решение о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, которое принято заместителем руководителя налоговой инспекции, а подписано ЭЦП руководителя инспекции. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: Налогоплательщиком получено решение о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, которое принято заместителем руководителя налоговой инспекции, а подписано ЭЦП руководителя инспекции. Правомерно ли это?
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за апрель - май 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок не служат основанием возникновения у них неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывают на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица не означает совершение им налогового правонарушения.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок не служат основанием возникновения у них неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывают на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица не означает совершение им налогового правонарушения.
Статья: Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Налоговики, обладая расширенными ресурсами, могут удаленно проверить сведения о численности компании, наличии недвижимости и транспортных средств, увидеть поставщиков и покупателей по книгам покупок и продаж и т.д. Но в случае необходимости принятия дальнейшего решения о вызове налогоплательщика на комиссию по НДС либо вопроса о назначении выездной налоговой проверки нужны первичные документы и пояснения по конкретным сделкам.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Налоговики, обладая расширенными ресурсами, могут удаленно проверить сведения о численности компании, наличии недвижимости и транспортных средств, увидеть поставщиков и покупателей по книгам покупок и продаж и т.д. Но в случае необходимости принятия дальнейшего решения о вызове налогоплательщика на комиссию по НДС либо вопроса о назначении выездной налоговой проверки нужны первичные документы и пояснения по конкретным сделкам.
Статья: Выездная проверка: актуальные вопросы
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)Вопрос: Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа. Установлен ли порядок вынесения такого решения?
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)Вопрос: Выездная налоговая проверка проводится на основании решения налогового органа. Установлен ли порядок вынесения такого решения?
Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках одной выездной проверки проводить повторный осмотр одних и тех же помещений налогоплательщика?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках одной выездной проверки проводить повторный осмотр одних и тех же помещений налогоплательщика?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках одной выездной проверки проводить повторный осмотр одних и тех же помещений налогоплательщика?
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Признаются ли отношения, связанные с оказанием услуг и их приемкой, отношениями по возмездному оказанию услуг, если договор отсутствует или признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)При этом судами проанализированы и оценены имеющиеся в деле документы о том, что в период с февраля 2015 года по июль 2015 года работники ООО "Защита права" осуществляли консультации истца, на основании выданной ООО "Потенциал-Партнер" доверенности представляли его интересы в налоговых органах, готовили и представляли документы в налоговые органы, в том числе и по вопросам выездной налоговой проверки в отношении истца.
Признаются ли отношения, связанные с оказанием услуг и их приемкой, отношениями по возмездному оказанию услуг, если договор отсутствует или признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)При этом судами проанализированы и оценены имеющиеся в деле документы о том, что в период с февраля 2015 года по июль 2015 года работники ООО "Защита права" осуществляли консультации истца, на основании выданной ООО "Потенциал-Партнер" доверенности представляли его интересы в налоговых органах, готовили и представляли документы в налоговые органы, в том числе и по вопросам выездной налоговой проверки в отношении истца.
Вопрос: По ТКС поступило решение о выездной налоговой проверке. Данное решение подписано электронной подписью иного (не указанного в решении) должностного лица. Законно ли такое решение?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По ТКС поступило решение о выездной налоговой проверке. Данное решение подписано электронной подписью иного (не указанного в решении) должностного лица. Законно ли такое решение?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: По ТКС поступило решение о выездной налоговой проверке. Данное решение подписано электронной подписью иного (не указанного в решении) должностного лица. Законно ли такое решение?