Вопросы совместного ведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Вопросы совместного ведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 72 Конституции РФ"Указанные положения статьи 12 Закона РБ N 144-з, устанавливающие основания для отказа в приеме заявки на получение права пользования участками недр местного значения, полностью соответствуют норме статьи 14 Закона о недрах, поскольку согласно статье 72 Конституции Российской Федерации и статье 1 указанного федерального закона законодательство Российской Федерации о недрах отнесено к вопросам совместного ведения, следовательно, нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральному законодательству в данной сфере."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведение которых осуществляется участником товарищества, применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-07-11/50136)Вопрос: Об НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведение которых осуществляется участником товарищества, применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-07-11/50136)Вопрос: Об НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведение которых осуществляется участником товарищества, применяющим УСН.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)142) организации и осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации, участия в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)142) организации и осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации, участия в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Исполнительные органы субъекта Российской Федерации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)4. Исполнительные органы субъекта Российской Федерации обязаны информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Статья: Конституционный принцип единства системы публичной власти и его реализация в законодательстве
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Правовое регулирование компетенции органов государственной власти основывается на выделении в Конституции РФ вопросов исключительного ведения Российской Федерации, вопросов совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также вопросов исключительного ведения субъектов РФ (ст. 71 - 73 Конституции РФ), в рамках которых определяются полномочия их органов государственной власти федеральными законами и конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (в отношении полномочий органов государственной власти субъектов РФ). Функциональное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти обеспечивается закреплением в Федеральном законе N 414-ФЗ следующих вариантов осуществления полномочий:
(Бялкина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Правовое регулирование компетенции органов государственной власти основывается на выделении в Конституции РФ вопросов исключительного ведения Российской Федерации, вопросов совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также вопросов исключительного ведения субъектов РФ (ст. 71 - 73 Конституции РФ), в рамках которых определяются полномочия их органов государственной власти федеральными законами и конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (в отношении полномочий органов государственной власти субъектов РФ). Функциональное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти обеспечивается закреплением в Федеральном законе N 414-ФЗ следующих вариантов осуществления полномочий:
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Гарантии прав граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта как составной части культуры и социальной деятельности, направленной на физическое развитие человека, устанавливаются федеральным законодательством и конкретизируются в нормативных правовых актах субъектов РФ <2>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Гарантии прав граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, а также принципы государственной политики в области физической культуры и спорта как составной части культуры и социальной деятельности, направленной на физическое развитие человека, устанавливаются федеральным законодательством и конкретизируются в нормативных правовых актах субъектов РФ <2>.
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Указанные выплаты являются базовыми, гарантированными каждому ветерану труда вне зависимости от места его проживания и должны быть ему назначены в каждом регионе, что не лишает субъекты РФ права устанавливать дополнительные меры поддержки таким гражданам за счет региональных бюджетов <3>, поскольку социальное обеспечение отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 11) <4>.
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Указанные выплаты являются базовыми, гарантированными каждому ветерану труда вне зависимости от места его проживания и должны быть ему назначены в каждом регионе, что не лишает субъекты РФ права устанавливать дополнительные меры поддержки таким гражданам за счет региональных бюджетов <3>, поскольку социальное обеспечение отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 11) <4>.
Статья: Конституционное регулирование планирования в России: история, современность, перспективы
(Дубровина Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Однако планирование социально-экономического развития затрагивает не только исключительное ведение Федерации. Согласно Закону N 172-ФЗ стратегическое планирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований. Поэтому было бы уместным отнести планирование к числу вопросов совместного ведения Федерации и регионов (ст. 72), а также закрепить в числе вопросов местного значения (ст. 132). При этом, как представляется, основы в области планирования следует определять Федерации, а регионам и муниципалитетам может быть предоставлена возможность конкретизировать вопросы планирования с учетом региональных и местных особенностей и ресурсов.
(Дубровина Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Однако планирование социально-экономического развития затрагивает не только исключительное ведение Федерации. Согласно Закону N 172-ФЗ стратегическое планирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований. Поэтому было бы уместным отнести планирование к числу вопросов совместного ведения Федерации и регионов (ст. 72), а также закрепить в числе вопросов местного значения (ст. 132). При этом, как представляется, основы в области планирования следует определять Федерации, а регионам и муниципалитетам может быть предоставлена возможность конкретизировать вопросы планирования с учетом региональных и местных особенностей и ресурсов.
Статья: Механизм государственно-правового регулирования финансового суверенитета и его составляющие
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Необходимо отметить, что Ильин М.Н. и Садчиков М.Н. отчасти правы, но вместе с тем принятый Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <11> во многом нацеливает на укрепление финансового суверенитета государства во внутренней политике страны. Данный Закон направлен на контрольные мероприятия высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований, допускающих бюджетные нарушения с использованием бюджетных средств и в связи с невыполнением норм и требований федерального законодательства по антикоррупционной деятельности. В этом Законе конкретизируется перечень полномочий по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также повышается роль конституционного органа в лице Государственного Совета РФ, который будет вправе на основе законопроектов определять и изменять как полномочия субъектов, так и их расходные обязательства. Конечно, объективный статус самостоятельности региональных и муниципальных органов будет подорван и постоянно контролироваться государством. Меры, принятые государством, на данном этапе заставят высших должностных лиц задумываться о том, что за их финансовой деятельностью стоит и финансовая ответственность.
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Необходимо отметить, что Ильин М.Н. и Садчиков М.Н. отчасти правы, но вместе с тем принятый Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <11> во многом нацеливает на укрепление финансового суверенитета государства во внутренней политике страны. Данный Закон направлен на контрольные мероприятия высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований, допускающих бюджетные нарушения с использованием бюджетных средств и в связи с невыполнением норм и требований федерального законодательства по антикоррупционной деятельности. В этом Законе конкретизируется перечень полномочий по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также повышается роль конституционного органа в лице Государственного Совета РФ, который будет вправе на основе законопроектов определять и изменять как полномочия субъектов, так и их расходные обязательства. Конечно, объективный статус самостоятельности региональных и муниципальных органов будет подорван и постоянно контролироваться государством. Меры, принятые государством, на данном этапе заставят высших должностных лиц задумываться о том, что за их финансовой деятельностью стоит и финансовая ответственность.
Статья: "Общественное здоровье" в теоретико-правовом аспекте
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В разработке правовой модели общественного здоровья и других связанных терминов должны участвовать специалисты в области конституционного права и публично-правовых наук, так как это напрямую касается общественных интересов и выполнения конституционно поставленных задач. На наш взгляд, общественное здоровье включает не только физическое благополучие общества, но и духовно-нравственное его здоровье, а также социальное благополучие. Факторами, влияющими на общественное здоровье, являются социально-экономические модели развития, экологическая обстановка, государственная политика в отношении условий жизни, включая уровень здравоохранения, труда, быта, отдыха, образования и культуры, культуры питания. Также важны демографическая политика, гражданский мир и согласие, общественная безопасность, в основе которой лежит безопасность личности. Автор убежден, что конституционный механизм реализации общественного здоровья включает не только аспекты физического здоровья и полномочия органов государственной власти, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ: "...координация здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью", - но и более широкий спектр факторов. Основой выступают нормы ст. 71 Конституции РФ, закрепляющей за федеральным уровнем "установление единых правовых основ системы здравоохранения, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий" (данный аспект наиболее актуален в современном обществе, поэтому выделен особо), соответственно, нормы ст. 72 Конституции РФ - конкретизация вопросов совместного ведения в сфере здравоохранения.
(Комарова В.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)В разработке правовой модели общественного здоровья и других связанных терминов должны участвовать специалисты в области конституционного права и публично-правовых наук, так как это напрямую касается общественных интересов и выполнения конституционно поставленных задач. На наш взгляд, общественное здоровье включает не только физическое благополучие общества, но и духовно-нравственное его здоровье, а также социальное благополучие. Факторами, влияющими на общественное здоровье, являются социально-экономические модели развития, экологическая обстановка, государственная политика в отношении условий жизни, включая уровень здравоохранения, труда, быта, отдыха, образования и культуры, культуры питания. Также важны демографическая политика, гражданский мир и согласие, общественная безопасность, в основе которой лежит безопасность личности. Автор убежден, что конституционный механизм реализации общественного здоровья включает не только аспекты физического здоровья и полномочия органов государственной власти, закрепленные в ст. 72 Конституции РФ: "...координация здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирование культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью", - но и более широкий спектр факторов. Основой выступают нормы ст. 71 Конституции РФ, закрепляющей за федеральным уровнем "установление единых правовых основ системы здравоохранения, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий" (данный аспект наиболее актуален в современном обществе, поэтому выделен особо), соответственно, нормы ст. 72 Конституции РФ - конкретизация вопросов совместного ведения в сфере здравоохранения.
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Управление субъектами РФ осуществляется органами государственной власти соответствующего субъекта (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ). Органы государственной власти субъектов РФ формируются самостоятельно, а в вопросах совместного ведения субъектов и Российской Федерации они образуют единую систему органов исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Управление субъектами РФ осуществляется органами государственной власти соответствующего субъекта (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ). Органы государственной власти субъектов РФ формируются самостоятельно, а в вопросах совместного ведения субъектов и Российской Федерации они образуют единую систему органов исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ).
Статья: Основная обязанность депутатов Государственной Думы, проблемы избыточного законотворчества и разъяснений федеральных законов
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, полномочия Российской Федерации и ее субъектов установлены в первых трех главах Конституции Российской Федерации <1>. В основном законодательном акте страны определены вопросы ведения Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73). При этом Конституция Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 76).
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)Основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, полномочия Российской Федерации и ее субъектов установлены в первых трех главах Конституции Российской Федерации <1>. В основном законодательном акте страны определены вопросы ведения Российской Федерации, вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и полномочия субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72, 73). При этом Конституция Российской Федерации предусматривает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 76).
Статья: Укрепление общественного и личного здоровья: правовой аспект
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 3)В современном мире вопросы охраны здоровья являются одними из наиболее актуальных и сложных. Перемены во всех сферах общественной жизни, имеющие место последние десятилетия, не могли не отразиться и на уровне общественного и личного здоровья. Проблемы уровня общественного и личного здоровья выходят за пределы медико-практической направленности <1>, а их решение требует использования комплекса государственных мер экономического, политического, правового характера <2>. Именно последним будет уделено большее внимание в настоящей статье. И здесь прежде всего необходимо рассмотреть соотношение понятий "общественное" и "личное" здоровье. Несмотря на то что в законодательстве понятие "личное здоровье" не используется, фактически оно отражено в понятии "здоровье", предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323). Так, согласно ст. 2 под "здоровьем" понимают "состояние физического, психологического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма". Понятие "общественное здоровье" встречается в ряде нормативных правовых актов, в том числе и в Конституции России. Так, в 2020 г. внесенные поправки в ст. 72 Основного Закона РФ определяют вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, где одним из таких вопросов является координация вопросов здравоохранения, в том числе сохранение и укрепление общественного здоровья. Вместе с тем ни один из нормативных правовых актов не содержит определения соответствующего понятия, ограничиваясь лишь упоминанием его. Не выработано к настоящему времени единого подхода к пониманию общественного здоровья и в научной литературе. В рамках настоящего исследования под общественным здоровьем будет пониматься здоровье населения страны, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое социально-экономическими, демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности. Таким образом, при оценке общественного здоровья и разработке правовой политики, направленной на укрепление общественного здоровья, анализу подлежат не только совокупность "личного здоровья" жителей страны, но и иные факторы, выходящие за рамки системы здравоохранения <3>.
(Платонова Н.И.)
("Медицинское право", 2024, N 3)В современном мире вопросы охраны здоровья являются одними из наиболее актуальных и сложных. Перемены во всех сферах общественной жизни, имеющие место последние десятилетия, не могли не отразиться и на уровне общественного и личного здоровья. Проблемы уровня общественного и личного здоровья выходят за пределы медико-практической направленности <1>, а их решение требует использования комплекса государственных мер экономического, политического, правового характера <2>. Именно последним будет уделено большее внимание в настоящей статье. И здесь прежде всего необходимо рассмотреть соотношение понятий "общественное" и "личное" здоровье. Несмотря на то что в законодательстве понятие "личное здоровье" не используется, фактически оно отражено в понятии "здоровье", предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323). Так, согласно ст. 2 под "здоровьем" понимают "состояние физического, психологического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма". Понятие "общественное здоровье" встречается в ряде нормативных правовых актов, в том числе и в Конституции России. Так, в 2020 г. внесенные поправки в ст. 72 Основного Закона РФ определяют вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, где одним из таких вопросов является координация вопросов здравоохранения, в том числе сохранение и укрепление общественного здоровья. Вместе с тем ни один из нормативных правовых актов не содержит определения соответствующего понятия, ограничиваясь лишь упоминанием его. Не выработано к настоящему времени единого подхода к пониманию общественного здоровья и в научной литературе. В рамках настоящего исследования под общественным здоровьем будет пониматься здоровье населения страны, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое социально-экономическими, демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности. Таким образом, при оценке общественного здоровья и разработке правовой политики, направленной на укрепление общественного здоровья, анализу подлежат не только совокупность "личного здоровья" жителей страны, но и иные факторы, выходящие за рамки системы здравоохранения <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч. 1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст. 71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как установлено в ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч. 1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2); федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст. 71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.