Восстановление нарушенного права КАС РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Восстановление нарушенного права КАС РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 383 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ"Судебная коллегия, определяя дату, с которой пункты Перечней, подлежат признанию недействующими, и, исходя из положений статьи 383 НК РФ, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением" КАС РФ"Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ). Для удовлетворения требований административного истца недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав; в то же время в системном толковании процессуального закона решение о признании действий (бездействия) незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На наш взгляд, данный принцип может быть охарактеризован как принцип права административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которого прямо не сформулировано в законе, но выводится из целой совокупности его норм (содержание данного принципа российского права раскрывается в следующем параграфе настоящей работы, а также ее гл. III и IV). Указанный принцип, как и большинство принципов права административного судопроизводства, тесно соприкасается с принципом законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, который предполагает получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (ст. 9 КАС РФ). Он служит непосредственной реализации задачи административного судопроизводства, заключающейся в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3 КАС РФ).
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На наш взгляд, данный принцип может быть охарактеризован как принцип права административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которого прямо не сформулировано в законе, но выводится из целой совокупности его норм (содержание данного принципа российского права раскрывается в следующем параграфе настоящей работы, а также ее гл. III и IV). Указанный принцип, как и большинство принципов права административного судопроизводства, тесно соприкасается с принципом законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, который предполагает получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (ст. 9 КАС РФ). Он служит непосредственной реализации задачи административного судопроизводства, заключающейся в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 ст. 3 КАС РФ).
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Содержание полномочия суда по контролю за исполнением принятого судебного решения об удовлетворении административного искового заявления по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов власти сводится к проверке исполнения органом власти обязанности в месячный срок сообщить суду о восстановлении нарушенных прав административного истца (ч. 9 ст. 227 КАС РФ). При несоблюдении ответчиком этого правила суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение принятого судебного решения в соответствии со ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <1>. В ГПК РФ содержится правило, согласно которому в случае неисполнения без уважительных причин ответчиком судебного решения, обязывающего его совершить определенные действия, суд вправе применять меры ответственности, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). В юридической литературе до принятия КАС РФ отмечалось, что суд ограничен в применении мер ответственности, поскольку Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не конкретизирует порядок реализации действий суда. Следовательно, суд в соответствии со ст. 226 ГПК РФ должен вынести частное определение с направлением его в ФССП, которая, в свою очередь, имеет право возбудить производство по делу об административном правонарушении.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Содержание полномочия суда по контролю за исполнением принятого судебного решения об удовлетворении административного искового заявления по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов власти сводится к проверке исполнения органом власти обязанности в месячный срок сообщить суду о восстановлении нарушенных прав административного истца (ч. 9 ст. 227 КАС РФ). При несоблюдении ответчиком этого правила суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение принятого судебного решения в соответствии со ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <1>. В ГПК РФ содержится правило, согласно которому в случае неисполнения без уважительных причин ответчиком судебного решения, обязывающего его совершить определенные действия, суд вправе применять меры ответственности, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). В юридической литературе до принятия КАС РФ отмечалось, что суд ограничен в применении мер ответственности, поскольку Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не конкретизирует порядок реализации действий суда. Следовательно, суд в соответствии со ст. 226 ГПК РФ должен вынести частное определение с направлением его в ФССП, которая, в свою очередь, имеет право возбудить производство по делу об административном правонарушении.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
(ред. от 08.08.2024)Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).