Возмещение расходов на памятник
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение расходов на памятник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1174 "Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им" ГК РФ"Принимая указанное выше решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 1112. 1102, 1174, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пришел к выводу об удовлетворении иска в части, исходя из того, что часть полученных в ФИО1 денежных средств ФИО2 израсходовала на похороны наследодателя, на выполнение работ по изготовлению, установке, ремонту, демонтажу оград, памятника, а поскольку в силу закона именно наследник, принявший наследство, обязан нести расходы на погребение, он обязан возместить их лицу, которое фактически произвело оплату ритуальных услуг, так как они предусмотрены положениям статьи 1174 ГК РФ, в связи с чем, заявленная сумма не может быть признана в полном объеме неосновательным обогащением; истцом не оспорен размер понесенных расходов и не приведены доводы, опровергающие необходимость производства каких-либо из произведенных расходов, а на истце как на наследнике лежит обязанность по несению расходов на погребение наследодателя, признал подлежащей взысканию сумму неосновательного обогащения в размере 126 749 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2020 по 26.06.2021 в размере 8 029,96 руб.."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2024 N Ф09-4309/24 по делу N А50-6234/2022
Требование: О взыскании компенсации за изготовление и установку памятников Героям Социалистического Труда.
Обстоятельства: Выполнившее работы общество, которому передано право требования компенсации, указало на невозмещение затрат.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как расходы на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти Героев Социалистического Труда носят компенсационный характер и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, размер затрат на изготовление и установку надгробий установлен по результатам судебной экспертизы.Нормы Закона N 5-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Требование: О взыскании компенсации за изготовление и установку памятников Героям Социалистического Труда.
Обстоятельства: Выполнившее работы общество, которому передано право требования компенсации, указало на невозмещение затрат.
Решение: Требование удовлетворено частично, так как расходы на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти Героев Социалистического Труда носят компенсационный характер и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, размер затрат на изготовление и установку надгробий установлен по результатам судебной экспертизы.Нормы Закона N 5-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Тот факт, что реституция защищает именно интерес, а не право, позволяет суду и даже обязывает суд выяснять, способен ли заявленный иск действительно защитить интерес истца (тогда как если иск защищает право истца, то суд не может вступать в обсуждение вопроса, имеется ли у истца интерес в иске и право на иск: право самодостаточно и всегда подлежит защите в силу ст. 11 ГК). Это особенно важно в исках, заявленных в публичном интересе. Если, скажем, публичный орган требует в порядке реституции возврата неправильно отчужденного имущества и при этом возникают обязательства бюджета в порядке ст. 167 ГК, то суд не может отказаться от обсуждения вопроса, в какой степени интересам публичного собственника отвечает заявленный иск, не потерпит ли бюджет неоправданного урона от аннулирования сделки. Так, при оспаривании договоров о реконструкции (восстановлении) памятников культуры публичный орган обязан доказать (а суд обязан проверить), что публичному интересу отвечает возврат объекта истцу (чаще всего - помещения в здании, которое является памятником культуры) с одновременной компенсацией другой стороне всех затрат по восстановлению (реконструкции) памятника культуры. Этот интерес, как нетрудно убедиться, далеко не всегда очевиден.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Тот факт, что реституция защищает именно интерес, а не право, позволяет суду и даже обязывает суд выяснять, способен ли заявленный иск действительно защитить интерес истца (тогда как если иск защищает право истца, то суд не может вступать в обсуждение вопроса, имеется ли у истца интерес в иске и право на иск: право самодостаточно и всегда подлежит защите в силу ст. 11 ГК). Это особенно важно в исках, заявленных в публичном интересе. Если, скажем, публичный орган требует в порядке реституции возврата неправильно отчужденного имущества и при этом возникают обязательства бюджета в порядке ст. 167 ГК, то суд не может отказаться от обсуждения вопроса, в какой степени интересам публичного собственника отвечает заявленный иск, не потерпит ли бюджет неоправданного урона от аннулирования сделки. Так, при оспаривании договоров о реконструкции (восстановлении) памятников культуры публичный орган обязан доказать (а суд обязан проверить), что публичному интересу отвечает возврат объекта истцу (чаще всего - помещения в здании, которое является памятником культуры) с одновременной компенсацией другой стороне всех затрат по восстановлению (реконструкции) памятника культуры. Этот интерес, как нетрудно убедиться, далеко не всегда очевиден.
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<62> Наиболее ярким примером такой системы можно считать Россию. Действие положений п. 3 ст. 14 Закона об ОКН, предусматривающего право собственников памятников, вложивших свои средства в работы по сохранению принадлежащих им объектов, на получение компенсаций, постоянно приостанавливается (см., напр.: Федеральный закон от 19.12.2016 N 431-ФЗ "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов").
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<62> Наиболее ярким примером такой системы можно считать Россию. Действие положений п. 3 ст. 14 Закона об ОКН, предусматривающего право собственников памятников, вложивших свои средства в работы по сохранению принадлежащих им объектов, на получение компенсаций, постоянно приостанавливается (см., напр.: Федеральный закон от 19.12.2016 N 431-ФЗ "О приостановлении действия абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов").
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)2. Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание соответствующих информационных услуг, определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)2. Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание соответствующих информационных услуг, определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.