Возмещение вреда причиненного незаконными действиями государственных органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда причиненного незаконными действиями государственных органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 395 ГК РФ "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"2.3.8.2. Проценты за пользование чужими денежными средствами по спору о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, не начисляются до истечения установленного бюджетным законодательством срока, необходимого для исполнения такого судебного акта (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 242.2 "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" БК РФМежду тем, ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ прямо содержит указание на то, что этот порядок применим при исполнении судебных актов только по искам, прямо указанным в ней, в том числе, о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органами местного самоуправления, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публичных образований, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях нужно отвечать за причиненный вред (нести деликтную ответственность)
(КонсультантПлюс, 2024)на соответствующий финансовый орган, выступающий от имени казны, за счет которой подлежит возмещению вред, - за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов или органов местного самоуправления, их должностных лиц. В отдельных случаях эта обязанность может быть возложена на иной орган, юрлицо или гражданина (ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2024)на соответствующий финансовый орган, выступающий от имени казны, за счет которой подлежит возмещению вред, - за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов или органов местного самоуправления, их должностных лиц. В отдельных случаях эта обязанность может быть возложена на иной орган, юрлицо или гражданина (ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ);
Статья: Нормативные основы возмещения вреда, причиненного третьим лицам незаконным применением мер процессуального принуждения
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Конституционные законоположения о праве граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, а также о способах реализации этого права (ч. 1 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46, ст. 52, 53 Конституции РФ) не только задают вектор развития и формирования специального отраслевого компенсаторного механизма, но и программируют, определяют основные его параметры. При этом указанные нормы являются предписаниями прямого действия. Однако для конституционных норм характерен высокий уровень абстрактности, общности. В связи с этим истолкование Конституционным Судом РФ конкретной нормы Конституции РФ в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом значительно усиливает ее регулятивный потенциал.
(Мядзелец О.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Конституционные законоположения о праве граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, а также о способах реализации этого права (ч. 1 ст. 45, ч. 1 и 2 ст. 46, ст. 52, 53 Конституции РФ) не только задают вектор развития и формирования специального отраслевого компенсаторного механизма, но и программируют, определяют основные его параметры. При этом указанные нормы являются предписаниями прямого действия. Однако для конституционных норм характерен высокий уровень абстрактности, общности. В связи с этим истолкование Конституционным Судом РФ конкретной нормы Конституции РФ в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом значительно усиливает ее регулятивный потенциал.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 242.2. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 242.2. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).