Возврат денежных средств при дистанционной торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат денежных средств при дистанционной торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 N 05АП-742/2023 по делу N А51-7297/2022
Требование: О взыскании денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи товара дистанционным образом.
Решение: Требование удовлетворено.Из материалов дела усматривается, что предметом настоящего спора является требование о возврате денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи дистанционным образом N 001143 от 31.07.2021, относительно товара, доставленного в адрес покупателя по транспортной накладной к заказу N 9427С от 04.12.2021.
Требование: О взыскании денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи товара дистанционным образом.
Решение: Требование удовлетворено.Из материалов дела усматривается, что предметом настоящего спора является требование о возврате денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи дистанционным образом N 001143 от 31.07.2021, относительно товара, доставленного в адрес покупателя по транспортной накладной к заказу N 9427С от 04.12.2021.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.05.2023 по делу N 88-11622/2023
Категория спора: Договор с элементами розничной купли-продажи и подряда.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора купли-продажи; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель ссылается на то, что продавец (изготовитель) осуществил установку в его квартире кухонной мебели ненадлежащего качества.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Признавая за истцом право на односторонний отказ от исполнения Договора от ДД.ММ.ГГГГ и полный возврат ответчиком денежных средств, уплаченных по нему истцом, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами был заключен договор розничной купли-продажи с использованием дистанционного способа продажи товара, возврат некачественного товара по которому осуществляется в порядке, установленном статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей. Суд пришел к выводу о наличии в проданном истцу товаре существенных недостатков качества, приняв в качестве допустимого достоверного доказательства заключение эксперта ООО "М-ЭКСПЕРТ", выполненное ДД.ММ.ГГГГ, по результатам судебной экспертизы, назначенной определением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Категория спора: Договор с элементами розничной купли-продажи и подряда.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора купли-продажи; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Покупатель ссылается на то, что продавец (изготовитель) осуществил установку в его квартире кухонной мебели ненадлежащего качества.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Признавая за истцом право на односторонний отказ от исполнения Договора от ДД.ММ.ГГГГ и полный возврат ответчиком денежных средств, уплаченных по нему истцом, суд первой инстанции исходил из того, что между сторонами был заключен договор розничной купли-продажи с использованием дистанционного способа продажи товара, возврат некачественного товара по которому осуществляется в порядке, установленном статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей. Суд пришел к выводу о наличии в проданном истцу товаре существенных недостатков качества, приняв в качестве допустимого достоверного доказательства заключение эксперта ООО "М-ЭКСПЕРТ", выполненное ДД.ММ.ГГГГ, по результатам судебной экспертизы, назначенной определением районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
Статья: Дистанционная торговля: в какой момент пробивать чек?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 6)В момент оформления заказа покупателем, если оплата такого заказа происходит при его передаче покупателю курьером, применять ККТ не нужно. Специалисты финансового ведомства объяснили это тем, что оформление заказа при дистанционной торговле не относится к расчетам. Под расчетом понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - Закон N 54-ФЗ). Соответственно, при дистанционной торговле применять ККТ и выдавать кассовые чеки нужно при получении денежных средств за товары, работы, услуги, в том числе в виде предварительной оплаты, при зачете (возврате) предварительной оплаты по факту отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 6)В момент оформления заказа покупателем, если оплата такого заказа происходит при его передаче покупателю курьером, применять ККТ не нужно. Специалисты финансового ведомства объяснили это тем, что оформление заказа при дистанционной торговле не относится к расчетам. Под расчетом понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - Закон N 54-ФЗ). Соответственно, при дистанционной торговле применять ККТ и выдавать кассовые чеки нужно при получении денежных средств за товары, работы, услуги, в том числе в виде предварительной оплаты, при зачете (возврате) предварительной оплаты по факту отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"22. При дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"22. При дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
<Письмо> Минфина России от 31.01.2022 N 30-01-15/5998
<По вопросам применения контрольно-кассовой техники>В этой связи при получении денежных средств за товары, работы, услуги, в том числе в виде предварительной оплаты, при зачете (возврате) предварительной оплаты по факту отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику и соответственно выдавать (направлять) кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам).
<По вопросам применения контрольно-кассовой техники>В этой связи при получении денежных средств за товары, работы, услуги, в том числе в виде предварительной оплаты, при зачете (возврате) предварительной оплаты по факту отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику и соответственно выдавать (направлять) кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам).