Возврат некачественного товара купленного через интернет
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат некачественного товара купленного через интернет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2024 N 88-16367/2024 (УИД 31MS0082-01-2023-001403-73)
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком ему были проданы товары ненадлежащего качества.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Разрешая требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей), признав недопустимым доказательством заключение эксперта, представленное истцом в обоснование требований иска, исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru согласился с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества, при этом посчитал, что покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и требовать возврата уплаченных за товар денежных средств, поскольку товар возвращен продавцу. Однако установив, что покупателем не соблюден специальный порядок предъявления ответчику претензии относительно качества товара, приобретенного дистанционным способом, в связи с чем последний был лишен возможности осуществить проверку качества товара на предмет наличия в нем производственного недостатка и, как следствие, в случае признания требований потребителя обоснованными, удовлетворить их в добровольном порядке, пришел об отсутствии оснований для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не усмотрел.
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком ему были проданы товары ненадлежащего качества.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.Разрешая требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей), признав недопустимым доказательством заключение эксперта, представленное истцом в обоснование требований иска, исходил из того, что истец, приобретая товар в интернет-магазине посредством оформления заказа на сайте http://www.lamoda.ru согласился с условиями оферты, пользовательским соглашением, размещенным на сайте содержащим порядок действий сторон при отказе от договора купли-продажи, пришел к выводу о недоказанности факта продажи истцу товара ненадлежащего качества, при этом посчитал, что покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и требовать возврата уплаченных за товар денежных средств, поскольку товар возвращен продавцу. Однако установив, что покупателем не соблюден специальный порядок предъявления ответчику претензии относительно качества товара, приобретенного дистанционным способом, в связи с чем последний был лишен возможности осуществить проверку качества товара на предмет наличия в нем производственного недостатка и, как следствие, в случае признания требований потребителя обоснованными, удовлетворить их в добровольном порядке, пришел об отсутствии оснований для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа не усмотрел.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)С другой стороны, покупатели таких товаров, работ, услуг нуждаются в защите своих прав как потребителей. Заказывая какой-то товар через Интернет, человек хочет быть уверен, что ему продадут товар надлежащего качества, в полной комплектации, безопасный для жизни, здоровья и имущества потребителя, без существенных недостатков, с указанием всей необходимой информации о товаре, включая срок службы, срок годности и другие важные характеристики. Если раньше, купив в ближайшем магазине какой-то товар ненадлежащего качества, можно было быстро обменять его или сдать обратно, при покупке через Интернет это может быть усложнено процедурой возврата, а также временными затратами на это. При этом при продаже товара через маркетплейс не всегда понятно, к кому именно обращаться, если ваши права потребителя нарушены: к самому маркетплейсу или продавцу, который продал вам товар через соответствующую платформу. И где искать контакты продавца? То же самое касается и агрегаторов услуг, поскольку не всегда понятно, к кому именно следует обращаться в случае нарушения прав потребителей при оказании услуги гражданину. Особо важно определить, кто будет нести ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью человека (например, в результате дорожно-транспортного происшествия).
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)С другой стороны, покупатели таких товаров, работ, услуг нуждаются в защите своих прав как потребителей. Заказывая какой-то товар через Интернет, человек хочет быть уверен, что ему продадут товар надлежащего качества, в полной комплектации, безопасный для жизни, здоровья и имущества потребителя, без существенных недостатков, с указанием всей необходимой информации о товаре, включая срок службы, срок годности и другие важные характеристики. Если раньше, купив в ближайшем магазине какой-то товар ненадлежащего качества, можно было быстро обменять его или сдать обратно, при покупке через Интернет это может быть усложнено процедурой возврата, а также временными затратами на это. При этом при продаже товара через маркетплейс не всегда понятно, к кому именно обращаться, если ваши права потребителя нарушены: к самому маркетплейсу или продавцу, который продал вам товар через соответствующую платформу. И где искать контакты продавца? То же самое касается и агрегаторов услуг, поскольку не всегда понятно, к кому именно следует обращаться в случае нарушения прав потребителей при оказании услуги гражданину. Особо важно определить, кто будет нести ответственность в случае причинения вреда жизни и здоровью человека (например, в результате дорожно-транспортного происшествия).
Готовое решение: Какие правила установлены при торговле дистанционным способом через сеть Интернет
(КонсультантПлюс, 2024)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2024)Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если этот товар имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"24. Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
(ред. от 17.05.2024)
"Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"24. Оплата товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.
Информация Роспотребнадзора от 17.02.2021
"О правилах возврата и обмена технически сложного товара"При приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в "обычном" магазине.
"О правилах возврата и обмена технически сложного товара"При приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в "обычном" магазине.