Возврат неналоговых платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат неналоговых платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему должен быть возвращен неналоговый платеж, ошибочно перечисленный в качестве налога за третье лицо.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему должен быть возвращен неналоговый платеж, ошибочно перечисленный в качестве налога за третье лицо.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество уплатило в бюджет транспортный налог за физическое лицо в размере, значительно превышающем сумму исчисленного налога. Когда физическое лицо обратилось с заявлением о возврате ему суммы переплаты, налоговый орган отказал в возврате, сославшись на то, что сумма переплаты не является налоговым платежом и, следовательно, не подлежит возврату в порядке ст. 78 НК РФ. После этого общество обратилось в суд с требованием о возврате неосновательного обогащения в размере неналогового платежа, сославшись на то, что сумма ошибочно уплачена не физическому лицу по договору займа, а в бюджет. Суд учел, что общество не вело реальную хозяйственную деятельность, движение денежных средств было транзитным, операции по счетам общества были приостановлены налоговым органом, и пришел к выводу, что общество и физическое лицо, действуя недобросовестно, создали схему по выводу денежных средств при помощи механизма возврата налога, уплаченного за налогоплательщика третьим лицом. Суд заключил, что спорная сумма перечислена в бюджет не ошибочно, а преднамеренно с целью вывода и обналичивания денежных средств. Руководствуясь ст. 10 и п. 4 ст. 1109 ГК РФ, суд отказал обществу в возврате денежных средств.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество уплатило в бюджет транспортный налог за физическое лицо в размере, значительно превышающем сумму исчисленного налога. Когда физическое лицо обратилось с заявлением о возврате ему суммы переплаты, налоговый орган отказал в возврате, сославшись на то, что сумма переплаты не является налоговым платежом и, следовательно, не подлежит возврату в порядке ст. 78 НК РФ. После этого общество обратилось в суд с требованием о возврате неосновательного обогащения в размере неналогового платежа, сославшись на то, что сумма ошибочно уплачена не физическому лицу по договору займа, а в бюджет. Суд учел, что общество не вело реальную хозяйственную деятельность, движение денежных средств было транзитным, операции по счетам общества были приостановлены налоговым органом, и пришел к выводу, что общество и физическое лицо, действуя недобросовестно, создали схему по выводу денежных средств при помощи механизма возврата налога, уплаченного за налогоплательщика третьим лицом. Суд заключил, что спорная сумма перечислена в бюджет не ошибочно, а преднамеренно с целью вывода и обналичивания денежных средств. Руководствуясь ст. 10 и п. 4 ст. 1109 ГК РФ, суд отказал обществу в возврате денежных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Четвертый этап администрирования доходов характеризуется использованием финансовых инструментов, направленных на финансовый анализ и сравнение поступившей доходозначимой информации в целях реализации бюджетно-контрольных функций соответствующих администраторов доходов по выявлению дебиторской задолженности и последующего принятия решения по ее взысканию. Например, федеральными законами <18> предусмотрена реализация механизмов возврата неналоговых платежей (по аналогии с налоговыми и таможенными платежами) и формирования информации в перечне источников доходов РФ и реестре источников доходов бюджета, исключение необходимости планирования/прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата средств федерального бюджета, ранее размещенных на депозитах, и возврата средств по договорам РЕПО и, наконец, возможность уточнения нормативов зачисления сумм штрафов, неустоек, пеней в рамках госконтрактов, заключенных государственной корпорацией, публично-правовой компанией, а также сумм штрафов за правонарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Статья: Проблемы фискальной прозрачности в контексте реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем необходимо также признать необходимость скорейшего возвращения к вопросу реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах при возникновении соответствующей возможности. Правовая неопределенность в вопросе законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений не только существенно осложняет возможность администрирования такого рода платежей, но и в первую очередь оказывает отрицательное влияние на предпринимательский климат.
(Куркин И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем необходимо также признать необходимость скорейшего возвращения к вопросу реформирования законодательства о публичных неналоговых платежах при возникновении соответствующей возможности. Правовая неопределенность в вопросе законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений не только существенно осложняет возможность администрирования такого рода платежей, но и в первую очередь оказывает отрицательное влияние на предпринимательский климат.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по разделению безналичных операций по счетам налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения"- Для идентификации возврата неналоговых платежей: (1) значение Реквизита 24 (Назначение платежа) начинается с 20 числовых символов, идущих подряд, и (2) Реквизит 24 (Назначение платежа) содержит значения "78 НК РФ" или "возврат", и (3) значение Реквизита 104 (КБК) равно "04811201010016000120", или "04811201030016000120", или "04811201041016000120", или "04811201070016000120", или "04811201010017000120", или "04811201030017000120", или "04811201041017000120", или "04811201070017000120", или "04811208010016000120", или "18211202030011000120", или "18211202080011000120", или "07611203000016000120", или "07611203000017000120", или "15311208000011000120", или "18211208000012000120", или "15311208000013000120", или "15311208000015000120", или "18211208000016000120", или "15311208000017000120", или "05211205010016000120", или "05211205010017000120";