Возврат страховых взносов до 2017
Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат страховых взносов до 2017 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию Управления ПФР правомерной, общество обратилось с заявлением о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты страховых взносов.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию Управления ПФР правомерной, общество обратилось с заявлением о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, при этом исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишней уплаты страховых взносов.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Плательщик 25.03.2017 подал расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, отразив в нем в том числе сумму излишне уплаченных страховых взносов за январь - март 2014 года. 31.03.2017 плательщик подал заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, ПФР 07.06.2017 принял решение о возврате переплаты, которое не было исполнено. Плательщик обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие уполномоченного органа и обязать ПФР направить решение о возврате для исполнения в налоговый орган. ПФР против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на пропуск плательщиком трехлетнего срока для возврата переплаты, который следует исчислять с даты уплаты страховых взносов. Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, суд удовлетворил требования плательщика. Суд указал, что именно в момент составления и представления в Фонд соответствующей отчетности плательщик имеет возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами. Хотя переплата возникла в I квартале 2014 года (в момент излишней уплаты взносов), в соответствии с ч. 1, 2 ст. 10, п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срок представления расчета по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014 год - не позднее 16.02.2015 (15.02.2015 - воскресенье) и именно с этого момента начинает течь трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты. Фактически плательщик представил расчет с отражением спорных сумм страховых взносов 25.03.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов - 31.03.2017, заявление в суд - 22.08.2017, то есть в пределах трехлетнего срока давности для возврата переплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)До 01.01.2017 порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов был предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 01.01.2017 данный Закон утратил силу).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 9)До 01.01.2017 порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов был предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 01.01.2017 данный Закон утратил силу).
Статья: О некоторых вопросах, возникающих в практике арбитражных судов в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование налоговым органам с 1 января 2017 года
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)По применению отдельных положений Закона N 250-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации даны многочисленные разъяснения по порядку взаимодействия государственных внебюджетных фондов и налоговых органов при осуществлении контроля за правильностью исчисления страховых взносов за расчетные периоды до 1 января 2017 года, о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за указанные периоды и др.
(Журавлева О.Р.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)По применению отдельных положений Закона N 250-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации даны многочисленные разъяснения по порядку взаимодействия государственных внебюджетных фондов и налоговых органов при осуществлении контроля за правильностью исчисления страховых взносов за расчетные периоды до 1 января 2017 года, о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за указанные периоды и др.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), Законом N 212-ФЗ, учитывая, что спорные суммы излишне уплаченных страховых взносов, относящиеся к периоду до 1 января 2017 г., были заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, суды пришли к выводу, что указанные суммы не подлежат возврату обществу, поскольку в силу ограничения, установленного положениями п. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, в то время как зачет спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов не является предметом рассмотрения настоящего дела. Как указали суды, несмотря на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 250-ФЗ с 1 января 2017 г. Закон N 212-ФЗ признан утратившим силу, и с этого момента вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов в пенсионный фонд регулируются гл. 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), переходные положения Закона N 250-ФЗ, устанавливающие специальный порядок возврата страховых взносов за периоды до 1 января 2017 г., не исключают возможность применения к рассматриваемым правоотношениям ранее действовавшего порядка возврата страховых взносов, предусмотренного ст. 26 Закона N 212-ФЗ.