Время реакции водителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Время реакции водителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 05.06.2024 по делу N 7-9265/2024 (УИД 77RS0022-02-2022-019878-82)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Решение: Отказано.Доводы И. в жалобе о том, что согласно научной статье Г. время реакции водителя на возникновение какой-либо опасности составляет 1 (одну) секунду, что явно недостаточно для того, чтобы остановить движущийся со скоростью 60 км/ч автомобиль, не могут являться основанием для отмены обжалуемых актов в силу следующего.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ за проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика.
Решение: Отказано.Доводы И. в жалобе о том, что согласно научной статье Г. время реакции водителя на возникновение какой-либо опасности составляет 1 (одну) секунду, что явно недостаточно для того, чтобы остановить движущийся со скоростью 60 км/ч автомобиль, не могут являться основанием для отмены обжалуемых актов в силу следующего.
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2021 N 16-2588/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Производство по жалобе прекращено.Из показаний сотрудника полиции М., допрошенного мировым судьей в ходе рассмотрения дела, усматривается, что во время несения службы ими был замечен автомобиль, водитель которого на требования остановиться не отреагировал. Патрульный автомобиль последовал за данным транспортным средством, когда автомобиль остановился, водитель забежал в магазин, он проследовал за водителем, тот был обнаружен им в подсобном помещении, в последующем установили, что автомобилем управлял водитель А.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Решение: Производство по жалобе прекращено.Из показаний сотрудника полиции М., допрошенного мировым судьей в ходе рассмотрения дела, усматривается, что во время несения службы ими был замечен автомобиль, водитель которого на требования остановиться не отреагировал. Патрульный автомобиль последовал за данным транспортным средством, когда автомобиль остановился, водитель забежал в магазин, он проследовал за водителем, тот был обнаружен им в подсобном помещении, в последующем установили, что автомобилем управлял водитель А.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Как мы знаем, лицо, управляющее транспортным средством, может отреагировать на ту или иную ситуацию за 1 секунду, в большинстве случаев время реакции составляет от 1,5 до 4 секунд. И вот если представить, что транспортное средство двигается по дороге со скоростью 90 км/ч и время реакции водителя составляет 4 секунды, то с помощью несложных подсчетов можно установить, что автомобиль проедет 100 метров до того момента, пока водитель начнет принимать какие-то меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия, а если единственный способ избежать ДТП - прибегнуть к экстренному торможению, то к этим 100 метрам следует добавить расстояние до полной остановки транспортного средства при скорости 90 км/ч. Это еще 52 метра при идеальном сцеплении с дорогой.
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)Как мы знаем, лицо, управляющее транспортным средством, может отреагировать на ту или иную ситуацию за 1 секунду, в большинстве случаев время реакции составляет от 1,5 до 4 секунд. И вот если представить, что транспортное средство двигается по дороге со скоростью 90 км/ч и время реакции водителя составляет 4 секунды, то с помощью несложных подсчетов можно установить, что автомобиль проедет 100 метров до того момента, пока водитель начнет принимать какие-то меры к предотвращению дорожно-транспортного происшествия, а если единственный способ избежать ДТП - прибегнуть к экстренному торможению, то к этим 100 метрам следует добавить расстояние до полной остановки транспортного средства при скорости 90 км/ч. Это еще 52 метра при идеальном сцеплении с дорогой.
Статья: ДТП Михаила Ефремова - правовой анализ ситуации и аналогов
(Жукова А.)
("Административное право", 2020, N 4)Техническая возможность избежать происшествия - совокупность условий, позволяющих избежать столкновения, опрокидывания автомобилей путем снижения скорости, остановки транспортных средств, определяемых их техническими особенностями, дорожно-транспортной ситуацией и временем реакции водителя.
(Жукова А.)
("Административное право", 2020, N 4)Техническая возможность избежать происшествия - совокупность условий, позволяющих избежать столкновения, опрокидывания автомобилей путем снижения скорости, остановки транспортных средств, определяемых их техническими особенностями, дорожно-транспортной ситуацией и временем реакции водителя.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.11.2022 N 51-П
"По делу о проверке конституционности примечания к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа"1.1. 8 августа 2021 года гражданин Ш., управляя автомобилем в ночное время, заехал на высокий бордюр и застрял на нем вследствие того, что колеса утратили сцепление с дорогой. Очевидцы произошедшего предложили помощь водителю, но его реакция, по их мнению, оказалась неадекватной, в связи с чем ими была вызвана полиция. Приехавший на место происшествия сотрудник ГИБДД провел освидетельствование Ш. на состояние алкогольного опьянения, которое не было установлено, после чего Ш. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Врач, проводивший освидетельствование, не выявил у Ш. клинических признаков опьянения (поза устойчива, речь не нарушена и т.п.). В то же время по результатам химико-токсикологического исследования в организме Ш. были обнаружены медицинские препараты габапентин и нимесулид, которые оказывают индивидуальное влияние на психофизические функции человека и могут вызывать нарушение сознания и координации движений. Сам Ш. в объяснении, данном 2 сентября 2021 года, и в дальнейшем утверждал, что был уставшим, но трезвым и просто перепутал задний ход с передним; запрещенные вещества не употреблял. Несмотря на это сотрудник ГИБДД усмотрел в его действиях (управление транспортным средством в состоянии опьянения, вызванном воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание водителя) признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации, и составил протокол о данном правонарушении.
"По делу о проверке конституционности примечания к статье 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа"1.1. 8 августа 2021 года гражданин Ш., управляя автомобилем в ночное время, заехал на высокий бордюр и застрял на нем вследствие того, что колеса утратили сцепление с дорогой. Очевидцы произошедшего предложили помощь водителю, но его реакция, по их мнению, оказалась неадекватной, в связи с чем ими была вызвана полиция. Приехавший на место происшествия сотрудник ГИБДД провел освидетельствование Ш. на состояние алкогольного опьянения, которое не было установлено, после чего Ш. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Врач, проводивший освидетельствование, не выявил у Ш. клинических признаков опьянения (поза устойчива, речь не нарушена и т.п.). В то же время по результатам химико-токсикологического исследования в организме Ш. были обнаружены медицинские препараты габапентин и нимесулид, которые оказывают индивидуальное влияние на психофизические функции человека и могут вызывать нарушение сознания и координации движений. Сам Ш. в объяснении, данном 2 сентября 2021 года, и в дальнейшем утверждал, что был уставшим, но трезвым и просто перепутал задний ход с передним; запрещенные вещества не употреблял. Несмотря на это сотрудник ГИБДД усмотрел в его действиях (управление транспортным средством в состоянии опьянения, вызванном воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание водителя) признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП Российской Федерации, и составил протокол о данном правонарушении.
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 808
(ред. от 26.09.2022)
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 N 67672)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
(ред. от 26.09.2022)
"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.03.2022 N 67672)Дорожные условия и безопасность движения: динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке. Решение ситуационных задач.