Все равны перед законом
Подборка наиболее важных документов по запросу Все равны перед законом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1.4 "Принцип равенства перед законом" КоАП РФ"Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения. Сама по себе возможность привлечения к административной ответственности органов местного самоуправления не может рассматриваться как противоречащая Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категория "непрофессиональное поручительство": перспективы развития в российском праве посредством конституционного правотворчества
(Тимохин Д.Н.)
("Цивилист", 2025, N 4)Первый довод - соответствие подхода Верховного Суда РФ конституционному принципу равенства прав и свобод. Фактически схожие правоотношения регулируются противоположным образом, предоставляя защиту непрофессиональному поручителю в обеспечении исполнения обязательств должника по возврату потребительского кредита (займа), но не давая при этом никакой защиты для непрофессионального поручителя в других договорах, не относящихся к потребительскому кредитованию. Как верно подчеркивает Конституционный Суд, "в силу требований статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом, законодатель не может вводить различное регулирование в отношении деяний, однородных по своей юридической природе" <6>. По сути, происходит прямая корреляция между правовой природой сделки и объемом информации, необходимой к предоставлению со стороны юридического лица, а также степенью правовой защиты непрофессионального поручителя, предоставляемой законодателем и судебной практикой.
(Тимохин Д.Н.)
("Цивилист", 2025, N 4)Первый довод - соответствие подхода Верховного Суда РФ конституционному принципу равенства прав и свобод. Фактически схожие правоотношения регулируются противоположным образом, предоставляя защиту непрофессиональному поручителю в обеспечении исполнения обязательств должника по возврату потребительского кредита (займа), но не давая при этом никакой защиты для непрофессионального поручителя в других договорах, не относящихся к потребительскому кредитованию. Как верно подчеркивает Конституционный Суд, "в силу требований статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом, законодатель не может вводить различное регулирование в отношении деяний, однородных по своей юридической природе" <6>. По сути, происходит прямая корреляция между правовой природой сделки и объемом информации, необходимой к предоставлению со стороны юридического лица, а также степенью правовой защиты непрофессионального поручителя, предоставляемой законодателем и судебной практикой.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"1. Все равны перед законом и судом.
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"1. Все равны перед законом и судом.
"Правовое положение взыскателя в исполнительном производстве: монография"
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Важно подчеркнуть и то, что указанная сумма в 3 000 руб. впервые появилась в Законе об исполнительном производстве. Остается неясным, как она была определена и насколько она целесообразна. Неясным становится и видение законодателем отсекаемых данной суммой исполнительных производств: каким образом они должны исполняться службой судебных приставов, как объяснить взыскателям по этим исполнительным производствам бездействие судебных приставов-исполнителей и, самое главное, какова судьба данных исполнительных производств? И повторим, введение таких порогов есть косвенное заявление законодателя о том, что если у потенциального должника сумма не превышает определенного порога, то нет большой опасности в неисполнении обязательств, нет необходимости их соблюдать, что косвенно поощряет его к несоблюдению закона. Данный подход представляется неверным, нарушающим ст. 19 Конституции, закрепляющую, что все равны перед законом и судом, в связи с чем необходимо вернуться к ранее действующему правовому регулированию.
(Мамаев А.А.)
("Статут", 2023)Важно подчеркнуть и то, что указанная сумма в 3 000 руб. впервые появилась в Законе об исполнительном производстве. Остается неясным, как она была определена и насколько она целесообразна. Неясным становится и видение законодателем отсекаемых данной суммой исполнительных производств: каким образом они должны исполняться службой судебных приставов, как объяснить взыскателям по этим исполнительным производствам бездействие судебных приставов-исполнителей и, самое главное, какова судьба данных исполнительных производств? И повторим, введение таких порогов есть косвенное заявление законодателя о том, что если у потенциального должника сумма не превышает определенного порога, то нет большой опасности в неисполнении обязательств, нет необходимости их соблюдать, что косвенно поощряет его к несоблюдению закона. Данный подход представляется неверным, нарушающим ст. 19 Конституции, закрепляющую, что все равны перед законом и судом, в связи с чем необходимо вернуться к ранее действующему правовому регулированию.
Статья: Проблемы реализации обновленных требований к замещению должности Президента России
(Алехин А.Е., Ромайкин И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Кроме того, невозможно наложить ограничения на правоотношения, имевшие место в прошлом, когда нынешние граждане России, еще жившие в иностранном государстве, находились под его юрисдикцией и подчинялись его законодательству. Да, Конституционный Суд указал, что "все граждане Российской Федерации независимо от оснований приобретения гражданства обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности" <8> и что это не исключает "наличия специальных условий, установленных самой Конституцией Российской Федерации, для выполнения гражданами наиболее значимых публичных функций" <9>. Но эти условия, как представляется, могут быть установлены только для граждан России, постоянно находившихся под его юрисдикцией, не испытывавших перехода из одной юрисдикции в другую и связанной с этим переходом перемены гражданства. Иначе нарушаются важнейшие конституционные принципы, согласно которым каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией, и все равны перед законом. С учетом вышесказанного, а также крайней неординарности и многоплановости регулируемой ситуации считаем, что в данном случае указанная норма должна толковаться расширительно и предполагать такое постоянное проживание на территории (части территории) иностранного государства, присоединенного к России, которое будет свидетельствовать о реальной фактической связи гражданина с данной территорией или, как сказал Конституционный Суд, о том, что лицо выбрало эту территорию как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи (т.е. преимущественное проживание лица на данной территории). Если "новый" гражданин постоянно проживал на присоединенной территории, то это буквально соответствует конституционной норме, однако, если он в течение своей жизни до присоединения территории его проживания на дату такого присоединения также проживал и в других местах своего иностранного государства, но не покидал его границ и имел с ним устойчивую реальную связь, представляется, что он не может быть однозначно лишен права на участие в выборах Президента России.
(Алехин А.Е., Ромайкин И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Кроме того, невозможно наложить ограничения на правоотношения, имевшие место в прошлом, когда нынешние граждане России, еще жившие в иностранном государстве, находились под его юрисдикцией и подчинялись его законодательству. Да, Конституционный Суд указал, что "все граждане Российской Федерации независимо от оснований приобретения гражданства обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности" <8> и что это не исключает "наличия специальных условий, установленных самой Конституцией Российской Федерации, для выполнения гражданами наиболее значимых публичных функций" <9>. Но эти условия, как представляется, могут быть установлены только для граждан России, постоянно находившихся под его юрисдикцией, не испытывавших перехода из одной юрисдикции в другую и связанной с этим переходом перемены гражданства. Иначе нарушаются важнейшие конституционные принципы, согласно которым каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией, и все равны перед законом. С учетом вышесказанного, а также крайней неординарности и многоплановости регулируемой ситуации считаем, что в данном случае указанная норма должна толковаться расширительно и предполагать такое постоянное проживание на территории (части территории) иностранного государства, присоединенного к России, которое будет свидетельствовать о реальной фактической связи гражданина с данной территорией или, как сказал Конституционный Суд, о том, что лицо выбрало эту территорию как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи (т.е. преимущественное проживание лица на данной территории). Если "новый" гражданин постоянно проживал на присоединенной территории, то это буквально соответствует конституционной норме, однако, если он в течение своей жизни до присоединения территории его проживания на дату такого присоединения также проживал и в других местах своего иностранного государства, но не покидал его границ и имел с ним устойчивую реальную связь, представляется, что он не может быть однозначно лишен права на участие в выборах Президента России.
Статья: Концептуальные проблемы юридической техники и системной связи решений Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам
(Винницкий Д.В., Курочкин Д.А.)
("Закон", 2023, N 5)<5> См.: Винницкий Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения // Право и экономика. 2003. N 1; Он же. Принцип равенства и всеобщности налогообложения: проблемы реализации // Законодательство и экономика. 2003. N 4; Он же. Не все равны перед законом // ЭЖ-Юрист. 2004. N 23; и др.
(Винницкий Д.В., Курочкин Д.А.)
("Закон", 2023, N 5)<5> См.: Винницкий Д.В. Принцип добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения // Право и экономика. 2003. N 1; Он же. Принцип равенства и всеобщности налогообложения: проблемы реализации // Законодательство и экономика. 2003. N 4; Он же. Не все равны перед законом // ЭЖ-Юрист. 2004. N 23; и др.
Статья: Примирительные производства в уголовном процессе
(Колесник В.В.)
("Мировой судья", 2023, N 7)Однако, на наш взгляд, такой избирательный подход к применению трансакции для разрешения только экономических и налоговых уголовно-правовых конфликтов не вполне правомерен, ибо все равны перед законом и судом. В этой связи предлагаем расширить применение модели трансакции на общеуголовные преступления против чужой собственности, такие как кража и мошенничество. Примирение прямых участников незначительного уголовно-правового конфликта, непосредственно заинтересованных в его разрешении, должно вести к прекращению дел публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести.
(Колесник В.В.)
("Мировой судья", 2023, N 7)Однако, на наш взгляд, такой избирательный подход к применению трансакции для разрешения только экономических и налоговых уголовно-правовых конфликтов не вполне правомерен, ибо все равны перед законом и судом. В этой связи предлагаем расширить применение модели трансакции на общеуголовные преступления против чужой собственности, такие как кража и мошенничество. Примирение прямых участников незначительного уголовно-правового конфликта, непосредственно заинтересованных в его разрешении, должно вести к прекращению дел публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести.
Статья: Статус человека и гражданина: необходимы конституционные уточнения
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)5. Конституционные нормы неплохо фиксируют принцип равноправия граждан в нашей стране. Согласно статье 19 все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)5. Конституционные нормы неплохо фиксируют принцип равноправия граждан в нашей стране. Согласно статье 19 все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья: Правосубъектность как предпосылка ведения профессиональной деятельности спортсмена
(Васькевич В.П.)
("Гражданское право", 2022, N 4)При реализации права на занятие спортом нередко затрагивается проблема равенства и недопущения дискриминации. В какой степени можно говорить о равенстве правоспособности всех субъектов, занимающихся профессиональным спортом? Иногда утверждается, что правосубъектность всех участников гражданских правоотношений равна <9>, однако если даже выводить это положение из ст. 19 Конституции РФ ("все равны перед законом и судом"), то и оно нуждается в пояснениях <10>. Мы полагаем, в названных случаях речь идет о другом аспекте проявления равенства.
(Васькевич В.П.)
("Гражданское право", 2022, N 4)При реализации права на занятие спортом нередко затрагивается проблема равенства и недопущения дискриминации. В какой степени можно говорить о равенстве правоспособности всех субъектов, занимающихся профессиональным спортом? Иногда утверждается, что правосубъектность всех участников гражданских правоотношений равна <9>, однако если даже выводить это положение из ст. 19 Конституции РФ ("все равны перед законом и судом"), то и оно нуждается в пояснениях <10>. Мы полагаем, в названных случаях речь идет о другом аспекте проявления равенства.
Статья: Особенности производства следственных действий в отношении адвокатов
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В Российской Федерации все равны перед законом и судом, что закреплено на конституционном уровне. В развитие данного конституционного положения в ч. 2 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> зафиксировано, что порядок судопроизводства является единым и действует на территории всей Российской Федерации.
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В Российской Федерации все равны перед законом и судом, что закреплено на конституционном уровне. В развитие данного конституционного положения в ч. 2 ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> зафиксировано, что порядок судопроизводства является единым и действует на территории всей Российской Федерации.
Статья: Основные источники (формы) судебного права
(Лазарев В.В., Гаджиев Х.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)К числу дискутируемых вопросов относится закрепление прецедента непосредственно в законодательстве. Такую гарантию в силу его очевидности невозможно встретить в законодательстве большинства стран общего права. В странах континентального права в силу разных причин, в том числе объективных, такое регулирование может послужить стабильности и последовательности судебной практики. ЕСПЧ предпочитает называть свою практику прецедентной и использовать понятие "consistency" - "последовательность". В этом отношении интересна регламентация ст. 72 Регламента ЕСПЧ уступки Палатой своей юрисдикции в пользу Большой палаты, если решение по вопросам, затрагиваемым Палатой в деле, может войти в противоречие с прецедентной практикой Суда. Практика Суда отражает правила и критерии, заимствованные из правовых систем общего и континентального права. Подход Суда напоминает доктрину stare decisis (предыдущие решения должны выдерживаться), и при отсутствии упоминания о прецеденте в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод появление упомянутого положения в Регламенте Суда вызвано осознанием необходимости в предсказуемом правосудии и убедительности используемых доктрин, а также важности принципа определенности. Связанность с предыдущими решениями усиливает веру в правосудие, что Суд, несмотря на увеличивающееся количество жалоб, остается преданным стабильности и последовательности собственной практики органом, подавая пример национальным судебным органам. Обращение к опыту ЕСПЧ служит лишь примером, который в каждой национальной правовой системе может быть использован с учетом требований конституции. Согласно ст. 120 Конституции РФ "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Данное конституционное требование не исключает обращение судов к законам субъектов РФ, указам Президента РФ и другим соответствующим Конституции РФ и федеральным законам актам. К последним можно отнести и прецедентные решения судов, которые получили одобрение высших судебных инстанций. К тому же во многих странах континентального права конституционный принцип равенства является одним из столпов современных конституционных систем, по крайней мере со времен буржуазных революций, если рассматривать его как условие верховенства права. Косвенно обязанность судов следовать прецеденту вытекает из ст. 19 Конституции РФ: "Все равны перед законом и судом".
(Лазарев В.В., Гаджиев Х.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)К числу дискутируемых вопросов относится закрепление прецедента непосредственно в законодательстве. Такую гарантию в силу его очевидности невозможно встретить в законодательстве большинства стран общего права. В странах континентального права в силу разных причин, в том числе объективных, такое регулирование может послужить стабильности и последовательности судебной практики. ЕСПЧ предпочитает называть свою практику прецедентной и использовать понятие "consistency" - "последовательность". В этом отношении интересна регламентация ст. 72 Регламента ЕСПЧ уступки Палатой своей юрисдикции в пользу Большой палаты, если решение по вопросам, затрагиваемым Палатой в деле, может войти в противоречие с прецедентной практикой Суда. Практика Суда отражает правила и критерии, заимствованные из правовых систем общего и континентального права. Подход Суда напоминает доктрину stare decisis (предыдущие решения должны выдерживаться), и при отсутствии упоминания о прецеденте в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод появление упомянутого положения в Регламенте Суда вызвано осознанием необходимости в предсказуемом правосудии и убедительности используемых доктрин, а также важности принципа определенности. Связанность с предыдущими решениями усиливает веру в правосудие, что Суд, несмотря на увеличивающееся количество жалоб, остается преданным стабильности и последовательности собственной практики органом, подавая пример национальным судебным органам. Обращение к опыту ЕСПЧ служит лишь примером, который в каждой национальной правовой системе может быть использован с учетом требований конституции. Согласно ст. 120 Конституции РФ "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Данное конституционное требование не исключает обращение судов к законам субъектов РФ, указам Президента РФ и другим соответствующим Конституции РФ и федеральным законам актам. К последним можно отнести и прецедентные решения судов, которые получили одобрение высших судебных инстанций. К тому же во многих странах континентального права конституционный принцип равенства является одним из столпов современных конституционных систем, по крайней мере со времен буржуазных революций, если рассматривать его как условие верховенства права. Косвенно обязанность судов следовать прецеденту вытекает из ст. 19 Конституции РФ: "Все равны перед законом и судом".
Статья: Защита субъективных прав ответчика в гражданском судопроизводстве
(Алиев Т.Т., Воробьева Н.А.)
("Современное право", 2021, N 6)Статьей 19 Конституции РФ закреплен главный принцип ведения судопроизводства - все равны перед законом и судом [3]. Статья 6 ГПК РФ подтверждает основополагающий принцип проведения гражданского процесса: "Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств".
(Алиев Т.Т., Воробьева Н.А.)
("Современное право", 2021, N 6)Статьей 19 Конституции РФ закреплен главный принцип ведения судопроизводства - все равны перед законом и судом [3]. Статья 6 ГПК РФ подтверждает основополагающий принцип проведения гражданского процесса: "Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств".