Вспомогательные услуги ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Вспомогательные услуги ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 148 НК РФПоложения пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ применяются не только к вспомогательным услугам, связанным с перевозкой, но и к самой перевозке (транспортировке) товаров >>>
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2025 N 13АП-37052/2024 по делу N А56-64073/2023
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании пени.
Требования заказчика: 3) О взыскании штрафных санкций.
Обстоятельства: Подрядчик указал, что выполнил в полном объеме условия соглашения о расторжении договора, предоставил закрывающие документы и акты выполненных работ. Заказчик ссылается на ненадлежащее исполнение подрядчиком обязанностей в рамках договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что факт исполнения истцом своих обязательств по договору подряда надлежащим образом документально подтвержден, а также приняв во внимание то обстоятельство, что ответчик в ходе рассмотрения дела фактически не оспаривал наличие и размер задолженности перед истцом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований и о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате выполненных работ по договору N 12/08 на оказание комплекса вспомогательных услуг от 12.08.2022 в размере 3 849 010 руб., из них 1 571 010 руб., в том числе НДС 20%, по акту N 3 от 16.02.2023 и 2 278 000 руб., в том числе НДС 20%, по акту N 4 от 01.03.2023.
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании пени.
Требования заказчика: 3) О взыскании штрафных санкций.
Обстоятельства: Подрядчик указал, что выполнил в полном объеме условия соглашения о расторжении договора, предоставил закрывающие документы и акты выполненных работ. Заказчик ссылается на ненадлежащее исполнение подрядчиком обязанностей в рамках договора.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено.Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что факт исполнения истцом своих обязательств по договору подряда надлежащим образом документально подтвержден, а также приняв во внимание то обстоятельство, что ответчик в ходе рассмотрения дела фактически не оспаривал наличие и размер задолженности перед истцом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований и о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате выполненных работ по договору N 12/08 на оказание комплекса вспомогательных услуг от 12.08.2022 в размере 3 849 010 руб., из них 1 571 010 руб., в том числе НДС 20%, по акту N 3 от 16.02.2023 и 2 278 000 руб., в том числе НДС 20%, по акту N 4 от 01.03.2023.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (УСЛУГИ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НДС
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования отказано. При этом суды отклонили доводы общества о необходимости применения подпункта 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, посчитав, что предусмотренная данной нормой ставка НДС ноль процентов может применяться только в отношении вспомогательных услуг, связанных с транзитной перевозкой.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленного требования отказано. При этом суды отклонили доводы общества о необходимости применения подпункта 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, посчитав, что предусмотренная данной нормой ставка НДС ноль процентов может применяться только в отношении вспомогательных услуг, связанных с транзитной перевозкой.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 N 34-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"Что касается доводов АО "Флот Новороссийского морского торгового порта", ссылавшегося на то, что ранее на протяжении длительного периода (с 2004 года) налоговые органы соглашались с применением льготы по налогу на добавленную стоимость к оказанию услуг по установке (снятию) бонового ограждения судов и что такой подход соответствует письменным разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации, куда общество обращалось по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 18 ноября 2013 года), согласно которым такие услуги могут быть отнесены к прочей вспомогательной деятельности водного транспорта и, соответственно, к услугам по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту (письма от 19 декабря 2013 года и от 14 января 2016 года), то они были отвергнуты судами, указавшими, что данное ведомство не уполномочено разъяснять законодательство, а потому его разъяснения не могут служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты сумм пени и привлечения к налоговой ответственности.
"По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"Что касается доводов АО "Флот Новороссийского морского торгового порта", ссылавшегося на то, что ранее на протяжении длительного периода (с 2004 года) налоговые органы соглашались с применением льготы по налогу на добавленную стоимость к оказанию услуг по установке (снятию) бонового ограждения судов и что такой подход соответствует письменным разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации, куда общество обращалось по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 18 ноября 2013 года), согласно которым такие услуги могут быть отнесены к прочей вспомогательной деятельности водного транспорта и, соответственно, к услугам по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту (письма от 19 декабря 2013 года и от 14 января 2016 года), то они были отвергнуты судами, указавшими, что данное ведомство не уполномочено разъяснять законодательство, а потому его разъяснения не могут служить основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты сумм пени и привлечения к налоговой ответственности.
Вопрос: Об НДС при выполнении российской организацией строительных и проектно-изыскательских работ, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-08/878)Таким образом, местом реализации строительных работ, выполняемых российской организацией на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается независимо от того, с кем (российским или иностранным лицом) заключен договор на выполнение таких работ, и, соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
(Письмо Минфина России от 11.01.2023 N 03-07-08/878)Таким образом, местом реализации строительных работ, выполняемых российской организацией на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается независимо от того, с кем (российским или иностранным лицом) заключен договор на выполнение таких работ, и, соответственно, такие работы налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Статья: Феномен публичных финансов в западной и восточной правовых традициях
(Рыжкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)И в завершение было бы несправедливым обойти стороной воздействие цифровизации на феномен публичных финансов. Презюмируется, что развитие цифровых отношений трансформирует предмет финансового права. Несомненно, в рамках публичных финансов появляются новые институты, например цифровые валюты, но большая часть инноваций связана не с содержанием отношений, а с их формой. Поэтому с учетом особенностей цифровых отношений необходимо разделять два вида направления развития права: оцифровка и цифровизация. Первая представляет собой новый вид записи устоявшихся отношений. Так, электронная подпись под финансовым документом не делает отношения цифровыми, как и внесение проекта бюджета в парламент на электронном носителе или подача декларации через сеть Интернет, поэтому здесь нельзя говорить о трансформации предмета, так как не происходит качественных изменений правоотношений, меняется лишь форма записи с использованием машинного языка. Однако параллельно цифровые технологии создают новый вид обработки информации, который используется в процессе финансового контроля. В частности, в рамках своей миссии по борьбе с уклонением от уплаты налогов Главное управление государственных финансов Франции (DGFiP) уже несколько лет использует искусственный интеллект с целью выявления эпизодов мошенничества на основании анализа данных, доступных управлению <12>. В Российской Федерации вспомогательным инструментом в вопросах налогового контроля является технология "АСК НДС-2" <13>, которая аккумулирует в себе информацию о плательщиках налога на добавленную стоимость, позволяя проследить процесс уплаты налога на всех стадиях реализации товаров, работ и услуг. Глобальной системой налогового мониторинга является введенная в эксплуатацию Приказом ФНС от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")" технология АИС "Налог-3" <14>.
(Рыжкова Е.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)И в завершение было бы несправедливым обойти стороной воздействие цифровизации на феномен публичных финансов. Презюмируется, что развитие цифровых отношений трансформирует предмет финансового права. Несомненно, в рамках публичных финансов появляются новые институты, например цифровые валюты, но большая часть инноваций связана не с содержанием отношений, а с их формой. Поэтому с учетом особенностей цифровых отношений необходимо разделять два вида направления развития права: оцифровка и цифровизация. Первая представляет собой новый вид записи устоявшихся отношений. Так, электронная подпись под финансовым документом не делает отношения цифровыми, как и внесение проекта бюджета в парламент на электронном носителе или подача декларации через сеть Интернет, поэтому здесь нельзя говорить о трансформации предмета, так как не происходит качественных изменений правоотношений, меняется лишь форма записи с использованием машинного языка. Однако параллельно цифровые технологии создают новый вид обработки информации, который используется в процессе финансового контроля. В частности, в рамках своей миссии по борьбе с уклонением от уплаты налогов Главное управление государственных финансов Франции (DGFiP) уже несколько лет использует искусственный интеллект с целью выявления эпизодов мошенничества на основании анализа данных, доступных управлению <12>. В Российской Федерации вспомогательным инструментом в вопросах налогового контроля является технология "АСК НДС-2" <13>, которая аккумулирует в себе информацию о плательщиках налога на добавленную стоимость, позволяя проследить процесс уплаты налога на всех стадиях реализации товаров, работ и услуг. Глобальной системой налогового мониторинга является введенная в эксплуатацию Приказом ФНС от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ "Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")" технология АИС "Налог-3" <14>.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Тестирование ПО не является вспомогательной работой по отношению к каким-либо основным работам или услугам, приобретенным у казахстанской компании. Тогда работы по тестированию ПО считаются выполненными не на территории РФ и не формируют объект налогообложения НДС. А у российской организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Тестирование ПО не является вспомогательной работой по отношению к каким-либо основным работам или услугам, приобретенным у казахстанской компании. Тогда работы по тестированию ПО считаются выполненными не на территории РФ и не формируют объект налогообложения НДС. А у российской организации не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
Статья: Услуги по транспортировке товаров в режиме международного транзита облагаются НДС по ставке 0%
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Судебная коллегия отметила, что по общему правилу работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на территории РФ, облагаются НДС, если РФ является местом деятельности исполнителя, и согласилась с доводами общества о применении к оказываемым им транзитным перевозкам пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, который, конкретизируя порядок налогообложения транзитных перевозок, распространяется не только на вспомогательные услуги, но и на саму перевозку.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Судебная коллегия отметила, что по общему правилу работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на территории РФ, облагаются НДС, если РФ является местом деятельности исполнителя, и согласилась с доводами общества о применении к оказываемым им транзитным перевозкам пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, который, конкретизируя порядок налогообложения транзитных перевозок, распространяется не только на вспомогательные услуги, но и на саму перевозку.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Место реализации вспомогательных услуг определяется по месту реализации основных. Поэтому местом реализации всех услуг в рамках данного договора (и тестирование, и передача исключительных прав) будет признана территория РФ. Соответственно, стоимость всех оказываемых по договору услуг является объектом налогообложения по НДС. При этом в части услуг по передаче прав на созданные программные продукты организация-исполнитель имеет право воспользоваться налоговым освобождением, предусмотренным подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ (при выполнении условий, установленных в данном подпункте).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Место реализации вспомогательных услуг определяется по месту реализации основных. Поэтому местом реализации всех услуг в рамках данного договора (и тестирование, и передача исключительных прав) будет признана территория РФ. Соответственно, стоимость всех оказываемых по договору услуг является объектом налогообложения по НДС. При этом в части услуг по передаче прав на созданные программные продукты организация-исполнитель имеет право воспользоваться налоговым освобождением, предусмотренным подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ (при выполнении условий, установленных в данном подпункте).
Вопрос: Российская организация осуществляет удаленное обслуживание несобственного ПО - проверку, настройку и доработку интерфейса ПО по требованию заказчика, установку обновлений организации из Узбекистана, не осуществляющей деятельности на территории РФ. Подлежат ли налогообложению НДС оказываемые услуги?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)В то же время, по нашему мнению, указанные услуги являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по настройке и доработке интерфейса программного обеспечения по требованию заказчика.
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)В то же время, по нашему мнению, указанные услуги являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по настройке и доработке интерфейса программного обеспечения по требованию заказчика.
Статья: НДС-последствия ЕАЭС-ремонта движимого имущества
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)В рамках договора на ремонт движимого имущества могут выполняться (оказываться) также другие виды работ (услуг). Например, по обслуживанию, подготовке имущества к ремонту, дистанционной технической поддержке. Если они носят вспомогательный характер по отношению к ремонтным работам, место их реализации определяется по месту реализации основных работ - работ по ремонту имущества <32>. А об НДС-последствиях в рамках гарантийного ремонта с ЕАЭС-контрагентами мы поговорим в отдельной статье.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)В рамках договора на ремонт движимого имущества могут выполняться (оказываться) также другие виды работ (услуг). Например, по обслуживанию, подготовке имущества к ремонту, дистанционной технической поддержке. Если они носят вспомогательный характер по отношению к ремонтным работам, место их реализации определяется по месту реализации основных работ - работ по ремонту имущества <32>. А об НДС-последствиях в рамках гарантийного ремонта с ЕАЭС-контрагентами мы поговорим в отдельной статье.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.10.2023 N 03-07-13/1/94516 <Об НДС при оказании российской организацией резиденту Казахстана услуг по тестированию ПО>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Услуги по созданию в целях тестирования новых программных продуктов рассматриваются как вспомогательные по отношению к услугам по тестированию. Выходит, место реализации при передаче исключительных прав на новое ПО - также территория РФ и эти операции тоже будут облагаться НДС в России.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Услуги по созданию в целях тестирования новых программных продуктов рассматриваются как вспомогательные по отношению к услугам по тестированию. Выходит, место реализации при передаче исключительных прав на новое ПО - также территория РФ и эти операции тоже будут облагаться НДС в России.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за февраль - март 2021 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)Правовая квалификация услуг для целей определения места их реализации при исчислении НДС не имеет правового значения, если такие услуги являются вспомогательными и место их реализации определяется как место реализации основных услуг.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 5)Правовая квалификация услуг для целей определения места их реализации при исчислении НДС не имеет правового значения, если такие услуги являются вспомогательными и место их реализации определяется как место реализации основных услуг.
Вопрос: Об определении в целях НДС места реализации работ по подготовке к реабилитации территорий Киргизской Республики, подвергшихся воздействию уранодобывающих и горнорудных производств.
(Письмо ФНС России от 04.09.2024 N СД-4-3/10121@)Что касается работ по созданию временной инфраструктуры (оборудование сетей инженерно-технического обслуживания, устройство временных зданий и сооружений), поскольку указанные работы связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории Киргизской Республики, то на основании подпункта 2 пункта 29 раздела IV Протокола местом реализации этих работ территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения НДС в Российской Федерации не являются.
(Письмо ФНС России от 04.09.2024 N СД-4-3/10121@)Что касается работ по созданию временной инфраструктуры (оборудование сетей инженерно-технического обслуживания, устройство временных зданий и сооружений), поскольку указанные работы связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории Киргизской Республики, то на основании подпункта 2 пункта 29 раздела IV Протокола местом реализации этих работ территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения НДС в Российской Федерации не являются.