Вступление в силу поправок в конституцию

Подборка наиболее важных документов по запросу Вступление в силу поправок в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)
Формирование механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования во многом зависит от распределения полномочий по нормативно-правовой регламентации соответствующих отношений и осуществлению государственного управления между Российской Федерацией и ее субъектами. В этом смысле заслуживает внимания реформирование устанавливаемых Конституцией РФ предметов . С момента принятия Основного Закона в 1993 г. вопросы образования находились в совместном ведении федерации и ее субъектов. С вступлением поправки к Конституции РФ 2020 г. в силу предметы ведения были перераспределены. Несмотря на то что общие вопросы образования по-прежнему отнесены к предметам совместного (п. "е" ст. 72 Конституции РФ), введено новое правило, согласно которому установление единых правовых основ системы образования находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции РФ). Примечательно, что первоначальный текст поправки не содержал данного нововведения. Соответственно, в пояснительной записке к законопроекту отсутствовало его обоснование <12>. Последующая документация, составленная в процессе прохождения законопроекта в палатах Федерального Собрания РФ, также не позволяет достоверно определить конституционно-правовой смысл нового правила. Требования, содержащиеся в обозначенных нормах, в значительной степени пересекаются. "Общие вопросы образования" (включая высшее) решаются в рамках "установления единых правовых основ системы образования". В таких условиях остается неясным, какие вопросы могут решаться субъектами РФ в пределах совместного , притом что фактически "общие вопросы" уже регламентированы федеральным законодателем в рамках его исключительного . Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый в свое время на основе конституционной нормы о совместном , теперь олицетворяет правило об исключительном Российской Федерации, устанавливая "единые правовые основы системы образования". Данная несогласованность конституционных положений может привести к сложным ситуациям в практической деятельности органов публичной власти федерального и регионального уровней, порождая споры о предметах их . Этим, в свою очередь, может быть обусловлено несовершенство механизма административно-правового регулирования в сфере образования, включая высшее.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.